Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект урока *Чины и люди в рассказах А.П. Чехова*, 6 класс

Конспект урока *Чины и люди в рассказах А.П. Чехова*, 6 класс

Скачать материал

                                            Разработка урока литературы в 6 классе                                     Тема «Чины и люди в рассказах А.П. Чехова»

Цель: подвести учащихся к смыслу произведений А.П. Чехова

Задачи: 1) познавательная – углубление понятий о юморе,сатире , псевдониме, о жанре рассказа; обнаружить способы и средства создания комического в ранних рассказах А.П.Чехова закрепление материала по биографии и творчеству писателя;

2) практическая –формирование умений и навыков пользования словарём, совершенствование навыка анализа текста; развитие и совершенствование коммуникативных умений;

3) общепредметная – на основе эпиграфа и языкового материала объяснить учащимся то, что хотел сказать автор своими рассказом; учить видеть красоту, меткость чеховского слова, видеть главное

Тип урока: комбинированный

Метапредметный подход: обучение анализу и синтезу, умение аргументировано доказывать свою точку зрения

Междисциплинарные связи: ИЗО

Оборудование:

-   распечатка текста «Смерть чиновника»

-   Портрет А.П. Чехова, иллюстрации к рассказам, материал, презентуемый с помощью проектора.

1) Ход урока:

1)       Показ фрагмента «Ералаша» (мальчик кушает апельсин, второй смотрит…)

2)      Ребята, как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? Какова мысль этого Ералаша? Значит, о чем  мы с вами будем вести беседу?  (ответы детей)

Слово учителя: Правильно, мы сегодня с вами рассмотрим проблему «Унижения», «Чинопочитания», «Самоуничижения». Как вы понимаете  слово «УНИЖЕНИЕ»? (ответы детей) А вот толкование слова по словарю Ожегова  «ЧИНОПОЧИТАНИЕ, -я, ср. (устар. и ирон.). Почитание старших по чину, по служебному положению» (запись в тетради.)

А сейчас посмотрите на слайд и скажите : «данные герои какого писателя вы видите на экране?» (ответы детей). Название произведений. Каков жанр этих произведений? Чем они отличаются от других жанров эпического рода?

Слово учителя: Сегодня мы с вами поговорим о проблеме чинопочитания, унижения на материале А.П.Чехова.  Мы с вами достаточно знаем о биографии писателя, поэтому попрошу вас взять пульты и ответить на вопросы в виде теста.

Дети отвечают и сразу получают оценки.

Тест:  (по интерактивной доске)

1) В каком году родился А.П. Чехов?

А) 1899,    Б)  1860    В) 1859

  2) как назывался город, в котором родился писатель?

А) Москва     Б) Казань      В) Таганрог

3)Кем был отец А.П. Чехова?

А) мелкий торговец    Б) крестьянин      В) дворянин

4)Сколько было сестер и братьев у Антона Павловича?

А)  3 брата и 3 сестры    Б) 4 брата и 1 сестра     В) 2 брата и 2 сестры 

5)Сколько было Чехову, когда он стал зарабатывать на жизнь?

А)  14 лет    Б) 16 лет     В)   18 лет

6)Какую профессию получил писатель?

А)   учитель    Б) врач      В) инженер

7) Из какого произведения данная фамилия «Жеребцов»?

А) «Каштанка»   Б) «Лошадиная фамилия»    В) «Толстый и Тонкий»

8) Как звали жену Тонкого и рассказа «Толстый и Тонкий»?

А) Венера    Б) Луиза   В) Элиза

9)К какому персонажу относятся эти слова: «…и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем…»

А) Порфирий   Б) Миша    В) Нафанаил

10)Продолжите фразу: «…у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника___стошнило_»

                   Оценка за тест:

0-1ошибка--- «5»

2-3 ошибки—«4»

4-5 ошибок—«3»

6 и более ошибок---«2»

Учитель: Итак, ребята, проблема унижения, чинопочитания актуальна в нашей жизни?  Ответы детей.

Сегодня мы с вами рассмотрим , как человек может дойти до такого состояния на примере рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника»

А для этого разделимся на 2 группы. (работа на интерактивной доске)

Перед нами таблица, которую надо заполнить ( выходят по очереди   от группы после прочитывания текста и заполняют  «что делал  Червяков перед Бризжаловым и каковы были результаты и итоги?»)

 

Действие героя

Результат

Итог

1.чихнул

1.решает извиниться

2. извиняется еще раз

3. извинялся

4. испугался

обрызгал

извиняется

сконфузился

пресмыкался

поплелся домой

сконфузился (смутился, застеснялся)

получил прощение

от него отмахнулись не захотели разговаривать

оскорблен, унижен, раздавлен

умер

Выполняют и проверяем

 

Учитель: Беседа по тексту:

1..Кто герой рассказа? Дайте ему характеристику, не  забудьте упомянуть  значимость ФАМИЛИИ  героя (ребенок отвечает)

2..Кто объяснит «Что за должность  ЭКЗЕКУТОР?»  (запись со слайда)

3.. Что послужило завязкой действия?  (чихнул)

4..Найдите в тексте слова автора о чихании.. О чем это говорит? (простое дело, физиологическое), как вы думаете это смешно?

5.Когда он в первый раз извинился, то что он испытал? (по таблице СКОНФУЗИЛСЯ). Как вы понимаете это слово? (по слайду записать в тетради  Сконфузиться – испытывать смущение, стесняться. ).

6..Ребята, перед вами отрывок текста, когда Червяков  извиняется в 3 раз, прочитайте и скажите, что делает он? Как произносит слова? Зачитайте. Что испытывает при этом? (пресмыкается) ,как понимаете данное слово?  (Значение слова «Пресмыкаться» по Ефремовой:
«Пресмыкаться» - 1. 
Передвигаться ползком по земле; ползать (о некоторых животных). 
2. перен. 
Раболепно преклоняться, угодничать, унижаться перед кем-л., чем-л.)—на слайде, переписать в тетрадь .

А теперь в тексте найдите слова, которые говорят о том, наш герой боится, унижается.

Физкульминутка: Ребята, вы знаете, что А.П. Чехов не всегда подписывался под своей фамилией. Он использовал____ (ПСЕВДОНИМЫ). Что это такое?

Псевдоним – подпись, которой автор заменяет свое настоящее имя. В переводе с греческого языка слово псевдоним (pseudos и onyma) означает  «носящий вымышленное имя».
сейчас вы кто больше напишет псевдонимов А.П. Чехова (Дети выбегают и пишут на интерактивной доске.)

А.П.; Антоша; Антоша Чехонте; А-н Ч-те; Ан. Ч.; Ан, Ч-е; Анче; Ан. Че-в; А.Ч; А. Че; А. Чехонте; Г. Балдастов; Макар Балдастов; Брат моего брата; Врач без пациентов; Вспыльчивый человек; Гайка № 6; Гайка №9; Грач; Дон-Антонио Чехонте; Дяденька; Кисляев; М. Ковров; Крапива; Лаэрт; Прозаический поэт; полковник Кочкарев, Пурселепетанов; Рувер; Рувер и Ревур; С. Б. Ч.; Улисс; Ц; Ч. Б С.; Ч. без С.; Человек без селезенки; Ч. Хонте; Шампанский; Юный старец; «...въ»; Акакий Тарантулов, Некто, Шиллер Шекспирович Гете, Архип Индейкин; Василий Спиридонов Сволачев; Известный; Индейкин; Н. Захарьева; Петухов; Смирнова.

 

7.Попробуйте дать характеристику генералу (работа в группах)—ответы. Докажите из отрывка. –высокомерен, равнодушен.

8.Какие строчки стали кульминацией рассказа?  Пошел вон

9..Подумайте и скажите, что послужило причиной скоропостижной смерти Червякова? (Испуг, характер).

10.. А в жизни человек может в такой ситуации умереть?

11. Значит, это анекдот? Смешно? Какой же смех у Чехова? (ответы детей)

12.А сейчас напишите вывод на вопрос: Что стало причиной смерти Червякова? ( каждому ребенку раздаю листочки для ответа)

13.Какие чувства вызывает у вас образ Червякова? (от группы человек выходит и выбирает таблички), (на столе разложены слова)

14.Сделайте вывод:

Учитель: герои Пушкина Самсон Вырин  и Гоголя Акакий Башмачкин  стали жертвами обстоятельств, они унижены обществом, в котором живут, Червяков же унижает себя сам, его чинопочитание, самоуничижение убивают в нем человеческое, его душу, именно поэтому и умирает герой.

А сейчас, ребята, вы нарисуйте карикатуру  на рассказ « Смерть чиновника».

(защита)

 

Рефлексия: Так над чем смеется А.П. Чехов? Хотите ли вы быть как Червяков? Есть ли в нашей жизни  такие как Червяков, Тонкий, городовой Елдырин?

Учитель: А теперь также кратко, но емко напишите --- Антон Павлович Чехов через смех учит нас ____________(дети записывают свои умозаключения),  заставляет нас задуматься о______________________.

 

Учитель: Мы сегодня с вами поговорили о страшных пороках человека, которые могут привести даже к смерти, и я надеюсь, что вы сегодня много узнали и поняли, что унижение, самоуничижение, чинопочитание—это не для вас. И вы никогда не станете такими как Червяков, Тонкий, Очумелов, Елдырин.

 Оценки по тесту каждый получил,

за работу в группах: 1 группа _______, 2 группа__________.

  Урок окончен. Спасибо всем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Антон Павлович Чехов через смех учит нас ____________________________

 

 

Заставляет задуматься о______________________________________________

 

 

Антон Павлович Чехов через смех учит нас ____________________________

 

 

Заставляет задуматься о______________________________________________

 

 

Антон Павлович Чехов через смех учит нас ____________________________

 

 

Заставляет задуматься о______________________________________________

 

 

Антон Павлович Чехов через смех учит нас ____________________________

 

 

Заставляет задуматься о______________________________________________

 

 

Антон Павлович Чехов через смех учит нас ____________________________

 

 

Заставляет задуматься о______________________________________________

 

 

    Жалость

 

      Смех                     Ненависть       Удивление     Умиление Презрение   Гордость    Обида         Восторг     Стыдливость    Горечь         

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока *Чины и люди в рассказах А.П. Чехова*, 6 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по выставочной деятельности

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 650 698 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Контрольная работа по русскому языку по теме «Морфемика, словообразование, орфография» (5 класс).
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В. и др.
  • Тема: Морфемика, словообразование, орфография
Рейтинг: 5 из 5
  • 01.01.2021
  • 6949
  • 201
«Русский язык (в 2 частях)», Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.06.2020 209
    • DOCX 31.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Курочкина Ольга Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Курочкина Ольга Викторовна
    Курочкина Ольга Викторовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 80764
    • Всего материалов: 228

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 118 человек из 42 регионов

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Мини-курс

Основы образовательной политики и информатики

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные технологии в образовании (робототехника)

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансы и управление в медиакоммуникациях

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе