Конспект учебного занятия
Город: Магнитогорск
ОУ «МОУ СОШ № 64»
Учитель: Бряндина Елена Ивановна
Класс: 9
Тема учебного занятия: «Пушкин – дневное, Лермонтов
– ночное светило нашей поэзии» (Д. Мережковский).
Продолжительность учебного занятия: 45 мин.
Тип учебного занятия: комбинированный урок.
Цели и задачи учебного занятия:
§ Введение в цикл уроков, посвящённых
творчеству М.Ю. Лермонтова. Осознание трагизма романтического сознания в
творчестве Лермонтова. Исследование причин трагического мировосприятия
Лермонтова.
§ Развитие умения наблюдать,
сопоставляя; умения обобщать и делать выводы.
§ Воспитание интереса к литературному
анализу и в целом – к литературоведению.
Дидактические материалы к учебному занятию: карта
учащегося.
Ход учебного занятия:
Этап учебного занятия
|
|
|
Организационный.
Вопрос «в
воздух» не предполагает ответов учащихся. Он необходим для концентрации
внимания в начале урока.
|
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
|
Приветствие
учащихся.
Вопрос
«в воздух»: 19
век – «золотой век русской поэзии». Почему в столь сложное время
«расцвела» поэзия? О чем в это время думала страна, чего она желала?
|
Приветствие учителя.
|
|
Этап учебного занятия
|
|
|
Разминка
«Найди пару».
|
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
|
Задание № 1. Разминка.
А) Найдите
соответствия:
1. И он убит – и
взят могилой
2. Белеет парус
одинокий
3. Печально я
гляжу на наше поколенье!
4. Как гений
чистой красоты
5. Вам не видать
таких сражений!
6. Мне грустно и
легко; моя печаль светла
7. Как труп в
пустыне я лежал
8. Не пропадет
ваш скорбный труд
|
а) И к гробу мы
спешим без счастья и без славы
б) Погиб Поэт! –
невольник чести
в) Да, были люди
в наше время.
г) И сердце вновь
горит и любит – оттого,
Что не
любить оно не может.
д) Увы, - он счастия
не ищет
е) Душе настало
пробужденье
ж) И свобода вас
примет радостно у входа
з) Глаголом жги
сердца людей
|
После того, как
учащиеся установят соответствия между строками стихотворений, учитель
предлагает распределить ответы по столбикам, озаглавив столбики именами
авторов. Выполняя данное задание, они демонстрируют домашнюю подготовку (На
предыдущем уроке десятиклассники получили списки предлагаемых для прочтения и
заучивания наизусть стихотворений Лермонтова).
|
Задание № 1. Разминка.
Работа в парах.
Учащиеся находят соответствия между строками стихотворений.
Учащийся, исполняющий роль дежурного учителя, проверяет работы.
Ответы:
А. С. Пушкин
|
М.Ю. Лермонтов
|
4е 6г 7з 8ж
|
1б 2д 3а 5в
|
|
|
Этап учебного занятия
|
|
|
Коллизия № 1
«Кто автор? А может
быть, авторы?»
|
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
|
Задание № 2.
Это фрагменты
одного произведения или это два разных лирических текста? Докажите.
…Простимся дружно,
О юность лёгкая
моя! За всё, за всё тебя благодарю я:
Благодарю за
наслажденья, За тайные мучения страстей,
За грусть, за милые
мученья, За горечь слёз, отраву поцелуя,
За шум, за бури, за
пиры, За месть врагов и клевету друзей;
За все, за все твои
дары; За жар души, растраченный в пустыне,
Благодарю тебя.
Тобою, За всё, чем я обманут в жизни был…
Среди тревог и в
тишине, Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Я насладился… и
вполне; Недолго я ещё благодарил.
Довольно! С ясною
душою
Пускаюсь ныне в
новый путь
От жизни прошлой
отдохнуть.
Индивидуальные
задания.
№ 1. Сравните
лексику в предложенных текстах. Выпишите одинаковые слова. Одинаково ли
отношение к названным понятиям?
№ 2. Найдите в
предложенных текстах тропы (эпитеты, лексические повторы) и стилистические
фигуры (анафоры, ряды однородных членов, умолчания). Одинакова ли функция
данных выразительных средств в текстах?
№ 3. Сравните
синтаксис в предложенных текстах. 1) Сколько предложений в 1-ом тексте?
Почему предложения разрывают стихотворные строки? Какие чувства испытывает
лирический герой? 2) Сколько предложений во 2-ом тексте? Охарактеризуйте
первое предложение. 3) Найдите побудительные предложения в предложенных
текстах. Одинакова ли их эмоциональная функция?
Учитель руководит
процессом сопоставления, задаёт «провокационные» вопросы для более глубокого
проникновения в настроение текстов. Учащиеся должны прийти к выводу, что
перед ними абсолютно два разных лирических произведения.
От общего анализа
(впечатление, настроение, тема, идея) учитель подводит учащихся к детальному
анализу языковых средств, переводя полилог в монологи индивидуально
работавших учащихся.
В процессе анализа
учитель акцентирует внимание на абсолютно разном восприятии мира лирическими
героями.
Обобщение:
1) Мы
анализировали фрагменты одного произведения или два разных лирических
текста?2) Кто является автором первого стихотворения? Кто является автором
второго текста?
Информация
учителя.
Текст А.С. Пушкина
– это лирическое отступление из шестой главы романа «Евгений Онегин».
Стихотворение М.Ю. Лермонтова называется «Благодарность». Интересно отметить,
что оно было написано в 1840 году, когда поэту было 26 лет (столько же лет
было и Пушкину, когда он создавал шестую главу романа «Евгений Онегин»).
|
Задание № 2.
Прочитайте.
Сравните.
Это фрагменты одного
произведения или это два разных лирических текста? Докажите.
Индивидуальные
задания.
№ 1. Сравните
лексику в предложенных текстах. Выпишите одинаковые слова. Одинаково ли
отношение к названным понятиям?
№ 2. Найдите в
предложенных текстах тропы (эпитеты, лексические повторы) и стилистические
фигуры (анафоры, ряды однородных членов, умолчания). Одинакова ли функция
данных выразительных средств в текстах?
№ 3. Сравните
синтаксис в предложенных текстах. 1) Сколько предложений в 1-ом тексте?
Почему предложения разрывают стихотворные строки? Какие чувства испытывает
лирический герой? 2) Сколько предложений во 2-ом тексте? Охарактеризуйте
первое предложение. 3) Найдите побудительные предложения в предложенных
текстах. Одинакова ли их эмоциональная функция?
Вывод: Данные стихотворные тексты принадлежат
разным авторам: первый –
Пушкину, второй Лермонтову.
|
|
Этап учебного занятия
|
|
|
Коллизия № 2
«О чём Пушкин не
писал?»
|
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
|
Задание № 3.
Определите основные
мотивы-темы лирики М.Ю. Лермонтова. Подчеркните темы, которых не было в
творчестве А.С. Пушкина.
Названия произведений.
|
Темы.
|
1. «Прощай,
немытая Россия», «Смерть поэта»,
«1-е января», «Жалоба турка».
|
1.
|
2. «Дума»
(«Печально я гляжу на наше поколенье»), «И скучно и грустно»,
«Монолог».
|
2.
|
3. «Одиночество»,
«Выхожу один я на дорогу», «И скучно и грустно», «Утёс»,
«Благодарность», пёстрою толпою окружён…».
часто пестрою
|
3.
|
4.
«Горные вершины», «Когда волнуется желтеющая нива», «Кавказ».
|
4.
|
5. «Я не унижусь
пред тобой», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Расстались
мы, но твой портрет», «Прощание».
|
5.
|
6.
«Пророк», «Поэт», «Не верь себе»,
«Журналист, читатель и писатель», «Кинжал», «Нет, я не Байрон, я
другой».
|
6.
|
7. «Родина», «Бородино».
|
7.
|
По приведенным в
таблице примерам, учащиеся определяют тематику творчества М. Ю. Лермонтова.
Выполняя данное задание, они демонстрируют домашнюю подготовку (На предыдущем
уроке десятиклассники получили списки предлагаемых для прочтения и заучивания
наизусть стихотворений Лермонтова).
Подсказка (для проверки).
Тематика творчества М.Ю. Лермонтова
- Вольнолюбивая
лирика.
- Тема судьбы
поколения , мотив разочарования в нем.
- Тема
одиночества.
- Пейзажная лирика.
- Любовная лирика.
- Тема поэта и
поэзии.
- Тема Родины.
Учитель акцентирует
внимание на теме одиночества и предлагает выполнить задание: Какое из
высказываний мы могли бы взять в качестве темы урока?
Цитаты
Какое из высказываний мы могли бы взять в качестве
темы урока?
- «Казался ты и
сумрачным и властным…» (В.Брюсов).
- «Опальный ангел,
с небом разлученный» (К. Бальмонт).
- «Был подвиг
одиночества свершен» (Б.Ахмадулина).
- «Пушкин –
дневное, Лермонтов – ночное светило нашей поэзии» (Д. Мережковский).
|
Работа в
группах.
Задание № 3.
Определите основные
мотивы-темы лирики М.Ю. Лермонтова. Подчеркните темы, которых не было в
творчестве А.С. Пушкина.
Названия
стихотворений
|
Основные
мотивы-темы
|
|
|
Выполнение задания проверяют с помощью
слайда-подсказки.
Выбирают цитату.
Аргументируют ответ.
Записывают тему
урока. «Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило нашей поэзии» (Д.
Мережковский).
|
|
Этап учебного занятия
|
|
|
Коллизия № 2
«Можно ли
поссориться с эпохой?»
|
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
|
Каковы
истоки трагизма Лермонтова?
Задание № 4.
Работаем в парах.
Выполнив это упражнение, вы сможете создать
фрагмент, в котором характеризуется эпоха, наступившая в России после
разгрома декабристов:
1. Найдите соответствия:
1) 1799
г. а) Отечественная война
2) 1812
г. б) родился М.Ю. Лермонтов
3) 1814
г. в) родился А.С. Пушкин
4) 1825
г. г) восстание декабристов
Напишите текст, который является
комментарием к этим датам.
Клише. В ___
году родился А.С. Пушкин. В ___ родился М.Ю. Лермонтов. Их разделяет ____
лет. Всего ___ лет! (в-1: крупинка, песчинка, молекула, капля) в
океане вечности! Но эти ____ лет обр_зовали (в-1: непроходимую, бездонную,
зияющую, страшную) пропасть между двумя эпохами – эпохой светлых чаяний и
эпохой горьких разочарований. Власть, разбуж_(н, нн)ая во_станием
__________, пришла в ужас. Топоры п_лачей (в-1: окрасились, покрылись,
омочились, обагрились) кровью героев. (в-1: Самоотверженные, благородные,
пламенные, пылающие) сердца перестали _________.
Глаза нового царя
(не) зря называли зимними: в стране наступила ________ зима с (в-1: яростной,
бешеной, лютой, сильной) стуж_й. Россия была покрыта сугробами страха.
Бушевали метели полицейских репрессий. Страна походила на (1-в: озябший,
заиндевевший, заледеневший, коченеющий) остров. Трусы льстиво
поддакивали, _______ (в-1: угрюмо, спокойно, равнодушно, покорно)
молчали.
Выполнив
упражнение (найдя соответствия между датами и событиями), учащиеся смогут
создать текст (по заданному клише), в котором характеризуется эпоха,
наступившая в России после разгрома декабристов.
|
Полилог.
Работа в парах.
C:\Users\Acer\Desktop\Карта
учащегося.doc Задание № 4. Работа
в парах.
1. Найдите
соответствия:
1) 1799
г. а) Отечественная война
2) 1812
г. б) родился М.Ю. Лермонтов
3) 1814
г. в) родился А.С. Пушкин
4) 1825
г. г) восстание декабристов
2. Напишите текст, который
является комментарием к этим датам.
|
|
Этап учебного занятия
|
|
|
Коллизия № 3
«Что разделило
Пушкина и Лермонтова?»
|
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
|
|
Почему столь
различно восприятие мира Пушкиным и Лермонтовым? Ведь между их рождением
всего 15 лет? Что их разделило?
Задание № 5.
Что разделило Пушкина и Лермонтова?
Общее.
|
Их разделило
?
|
Различия
|
Пушкин
|
Лермонтов
|
|
|
|
|
Выполнив данное
задание, учащиеся должны прийти к выводу, что время, в которое живёт поэт, откладывает
отпечаток на его творчество. Конкретное историческое событие может быть переломным
в истории страны и, следовательно, в истории литературы, ведь литература…
|
Работа в парах.
Задание № 5.
Заполните таблицу:
Общее
|
Их разделило
?
|
Различия
|
Пушкин
|
Лермонтов
|
|
|
|
|
Сформулируйте и запишите вывод.
|
|
Этап учебного занятия
|
|
|
Заключительный.
Новый вопрос «в
воздух» (мостик к следующему уроку).
|
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
|
Учитель
напоминает вопрос, с которого начинался урок: 19 век – «золотой
век русской поэзии». Почему в столь сложное время «расцвела» поэзия?
Предлагает
дома написать эссе на заданный вопрос.
Новый
вопрос «в воздух»:
Поэзия. Как сладко звучит это слово! Произношу слово «поэт» и представляю
человека мечтательного, чувствительного, мягкого. Может ли быть поэт
угрюмым, нелюдимым, колючим?
|
Записывают домашнее задание
Рефлексия
Это я знал(а) до
урока
|
Это я узнал(а) на уроке
|
Хочу узнать
|
|
|
|
Самооценка
|
|
Домашнее задание
|
Напишите
эссе. Вопрос для размышления: Почему в столь сложное время (первая
половина 19 века) «расцвела» поэзия?
|
|
|
|
|
|
|
|
Карта
учащегося
Задание 1.
Разминка. Работа в парах.
А) Найдите соответствия:
1. И он убит – и
взят могилой
2. Белеет парус
одинокий
3. Печально я гляжу
на наше поколенье!
4. Как гений чистой
красоты
5. Вам не видать
таких сражений!
6. Мне грустно и
легко; моя печаль светла
7. Как труп в
пустыне я лежал
8. Не пропадет ваш
скорбный труд
|
а) И к гробу мы
спешим без счастья и без славы
б) Погиб Поэт! –
невольник чести
в) Да, были люди в
наше время.
г) И сердце вновь
горит и любит – оттого,
Что не любить
оно не может.
д) Увы, - он
счастия не ищет
е) Душе настало
пробужденье
ж) И свобода вас
примет радостно у входа
з) Глаголом жги
сердца людей
|
Задание 2.
Прочитайте. Сравните.
Это фрагменты одного
произведения или это два разных лирических текста? Докажите.
…Простимся дружно,
О юность лёгкая моя! За
всё, за всё тебя благодарю я:
Благодарю за
наслажденья, За тайные мучения страстей,
За грусть, за милые
мученья, За горечь слёз, отраву поцелуя,
За шум, за бури, за
пиры, За месть врагов и клевету друзей;
За все, за все твои
дары; За жар души, растраченный в пустыне,
Благодарю тебя.
Тобою, За всё, чем я обманут в жизни был…
Среди тревог и в
тишине, Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Я насладился… и
вполне; Недолго я ещё благодарил.
Довольно! С ясною
душою
Пускаюсь ныне в новый
путь
От жизни прошлой
отдохнуть.
Индивидуальные
задания.
№ 1. Сравните лексику
в предложенных текстах. Выпишите одинаковые слова. Одинаково ли отношение к
названным понятиям?
№ 2. Найдите в
предложенных текстах тропы (эпитеты, лексические повторы) и стилистические фигуры
(анафоры, ряды однородных членов, умолчания). Одинакова ли функция данных
выразительных средств в текстах?
№ 3. Сравните
синтаксис в предложенных текстах. 1) Сколько предложений в 1-ом тексте? Почему
предложения разрывают стихотворные строки? Какие чувства испытывает лирический
герой? 2) Сколько предложений во 2-ом тексте? Охарактеризуйте первое
предложение. 3) Найдите побудительные предложения в предложенных текстах.
Одинакова ли их эмоциональная функция?
Задание 3.
Работаем в группах. Определите
основные мотивы-темы лирики М.Ю. Лермонтова. Подчеркните темы, которых не было
в творчестве А.С. Пушкина.
Названия произведений.
|
Темы.
|
1. «Прощай,
немытая Россия», «Смерть поэта»,
«1-е января», «Жалоба турка».
|
1.
|
2. «Дума»
(«Печально я гляжу на наше поколенье»), «И скучно и грустно»,
«Монолог».
|
2.
|
3. «Одиночество», «Выхожу
один я на дорогу», «И скучно и грустно», «Утёс», «Благодарность», пёстрою
толпою окружён…».
часто пестрою
|
3.
|
4.
«Горные вершины», «Когда волнуется желтеющая нива», «Кавказ».
|
4.
|
5. «Я не унижусь
пред тобой», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Расстались
мы, но твой портрет», «Прощание».
|
5.
|
6.
«Пророк», «Поэт», «Не верь себе», «Журналист,
читатель и писатель», «Кинжал», «Нет, я не Байрон, я другой».
|
6.
|
7. «Родина», «Бородино».
|
7.
|
Задание № 4. Работаем в парах.
Выполнив это упражнение, вы сможете создать
фрагмент, в котором характеризуется эпоха, наступившая в России после разгрома
декабристов:
1. Найдите соответствия:
1) 1799
г. а) Отечественная война
2) 1812
г. б) родился М.Ю. Лермонтов
3) 1814
г. в) родился А.С. Пушкин
4) 1825
г. г) восстание декабристов
Напишите текст, который является комментарием
к этим датам.
Клише. В ___ году
родился А.С. Пушкин. В ___ родился М.Ю. Лермонтов. Их разделяет ____ лет. Всего
___ лет! (в-1: крупинка, песчинка, молекула, капля) в океане вечности!
Но эти ____ лет обр_зовали (в-1: непроходимую, бездонную, зияющую, страшную)
пропасть между двумя эпохами – эпохой светлых чаяний и эпохой горьких
разочарований. Власть, разбуж_(н, нн)ая во_станием __________, пришла в ужас.
Топоры п_лачей (в-1: окрасились, покрылись, омочились, обагрились)
кровью героев. (в-1: Самоотверженные, благородные, пламенные, пылающие)
сердца перестали _________.
Глаза нового царя
(не) зря называли зимними: в стране наступила ________ зима с (в-1: яростной,
бешеной, лютой, сильной) стуж_й. Россия была покрыта сугробами страха.
Бушевали метели полицейских репрессий. Страна походила на (1-в: озябший,
заиндевевший, заледеневший, коченеющий) остров. Трусы льстиво поддакивали,
_______ (в-1: угрюмо, спокойно, равнодушно, покорно) молчали.
Задание 5. Заполните таблицу.
Что разделило Пушкина и Лермонтова?
Общее.
|
Их разделило
?
|
Различия
|
Пушкин
|
Лермонтов
|
|
|
|
|
Сформулируйте и
запишите вывод.
Домашнее
задание: напишите
эссе. Вопрос для размышления: Почему в столь сложное время (первая половина
19 века) «расцвела» поэзия?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.