+Добавить материал и получить бесплатное
свидетельство о публикации
Уроки русского языкаБиблиотекаКонспект по русскому языку по ФГОС

Конспект по русскому языку по ФГОС

Урок русского языка в 8 классе на тему: «Рассуждение на дискуссионную тему». 09.02.2018.

Цели урока: Совершенствование речевых умений и навыков учащихся, формирование навыков информационной деятельности (поиск, осмысление, переработка и использование информации для решения конкретных учебных задач)

Образовательный аспект: обучить, написать сочинение рассуждение на дискуссионную тему в рамках подготовки к ЕГЭ.

Развивающий аспект: Формировать умение рассуждать на дискуссионную тему, развивать творческую, речевую и мыслительную активность.

Воспитательный аспект: воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.

Оборудование: доска, учебник по русскому языку, словари, проектор.

  1. Организационный момент.

  2.  Проверка домашнего задания.(не выполняется)

Упр. 305, 306 (Проверка умения видеть и исправлять ошибки. Подготовка учащихся к речевому оформлению сочинения.)

  1. Тема и цели урока.

- Ребята, запишите число: Десятое февраля.

Учащиеся доказывают, спорят.

- Ребят, что вы сейчас делали? (спорили)

-В своих рабочих листах напишите, пожалуйста, синонимы слова спор.

(Если никто не напишет синоним – дискуссия, то подвести учеников к этому термину)

-А что Вы делали, чтобы доказать мне, какое сегодня число? (рассуждали)

- Теперь самостоятельно сформулируйте тему урока.

Актуализация знаний. Словарно-орфографическая работа.

- Что такое рассуждение?

Рассуждение - 1)умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме; 2) высказывание, обсуждение(С.И. Ожегов . Толковый словарь русского языка.)

Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение отличается от повествования и описания более сложно построенными предложениями (с обособленными оборотами, различными типами бессоюзной и союзной связи); лексикой (употребляется больше слов, обозначающих отвлечённые понятия).

Рассуждение - очень важный тип речи, который содержит убеждение, доказательство, логическое мышление, выводы.

Важно уметь путем рассуждения вступать в полемику; уметь опровергнуть точку зрения оппонента, с которым вы не согласны вести дискуссию, призывный диалог.

Часто для перечисления аргументов используются вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, по-моему, наконец, итак, следовательно, таким образом.

Широко используются союзы: однако, хотя, несмотря на, потому что, так как.

 - Сегодня мы с вами будем писать текст-рассуждение на дискуссионную тему. Проведём сначала подготовительную работу.

- Прослушайте начало одной известной песни и скажите, о чём мы сегодня будем рассуждать? (о Родине)

- На экране проектора эпиграф урока, отрывок из стихотворения Владимира Соколова. Запишем его.

Слайд 1 Хотел бы я долгие годы

На родине милой прожить,

Любить ее светлые воды

И темные воды любить. 

Я уверена, что все вы любите свою Родину. А с чем или с кем ассоциируется у вас слово Родина? (с матерью)

- Вы, наверное, знаете о монументе в городе-герое Волгограде «Родина – мать зовет». Во время Великой Отечественной войны солдаты шли в бой со словами «За родину-мать». Они защищали свою Родину, свою мать, а Родина и мать-это самые главные слова для каждого человека.

- Ребята напишите однокоренные слова к слову Родина. В слове Родина какой корень?

Работа со словарями.

Род

Родина, родственники, родители, родня, род, роддом, уродиться, уроженец, родной, родить, рождение, родимый.

Следующий шаг, который мы сделаем – подберем синонимы к слову Родина. Что такое синонимы?

Отечество, отчизна, родная сторона (сторонка), родной край, родное пепелище, колыбель.

Обратите внимание на синонимы «Отчизна», «Отечество». С каким словом связаны они? (Мать)

-

Таким образом, Родина – это и мать, и отец (родители) для своих сыновей и дочерей. У доброго хорошего человека врагов или совсем мало, или совсем нет. Так же и со словами.

Какие антонимы вы можете подобрать к слову «Родина»? РОДИНА — ЧУЖБИНА

IV. Закрепление.

Упражнение 303.

Читаем текст ……………..

- Проанализируйте текст. Какова его тема? Что в нём утверждается? Как бы вы сформулировали (словами из текста) понятие «Родина»? (в упр. 303 А. Фефелов рассказывает о семантике слова Родина.)

- Какой тип речи правильнее использовать при написании данного сочинения? ( Рассуждение)

- А теперь повторим и особенности этого типа речи.

Схема сочинения – рассуждения. Слайд.

  1. Тезис

  2. Доказательство

  3. Вывод

Составление плана сочинения. Слайд 4.

Я даю примерный план нашего сочинения- рассуждения, давайте перепишем его в тетрадь:

ПЛАН:

1.   С чего начинается Родина?

  1.     а) Родина - это место, где мы впервые увидели синее небо   над головой.

                  б) Два слова - Родина и Мать!

                  в) Будь сыном своей Родины.

       3.   Можно ли жить без Родины? (Не любить Родину невозможно!)      

А что вы сделали для своей Родины?

  1. Хорошо учимся

Ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке?

Что вы узнали нового?

- Сегодня на уроке мы очень многое узнали о слове «Родина». Родина – это дом, в котором мы живем. А, значит, он требует от нас заботы, внимания, любви и защиты. Только тогда нам будет уютно в этом большом доме, который мы называем Родиной. Хочется верить, что каждый из нас сделает все возможное для процветания и укрепления нашей Родины.

Д/з. Сочинение-рассуждение: Можно ли жить без Родины?

V. Итог урока:

Как вы думаете, кто работал на уроке лучше всех?

Кто работал хорошо?

С каким настроением вы уйдете с урока?

Ребята, известный русский поэт говорил: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

Я надеюсь, что все вы настоящие граждане своей страны. Удачи всем. Спасибо за урок.

Автор
Дата добавления
09.11.2018
Раздел
Подраздел
Просмотров
Просмотров 139
Номер материала
814
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.