Урок русского языка в 8 классе
на тему: «Рассуждение на дискуссионную тему». 09.02.2018.
Цели урока: Совершенствование
речевых умений и навыков учащихся, формирование навыков информационной
деятельности (поиск, осмысление, переработка и использование информации для
решения конкретных учебных задач)
Образовательный аспект: обучить,
написать сочинение рассуждение на дискуссионную тему в рамках подготовки к ЕГЭ.
Развивающий аспект: Формировать
умение рассуждать на дискуссионную тему, развивать творческую, речевую и
мыслительную активность.
Воспитательный аспект: воспитывать
чувство патриотизма, любви к Родине.
Оборудование: доска, учебник по
русскому языку, словари, проектор.
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.(не
выполняется)
Упр. 305, 306 (Проверка умения видеть и исправлять
ошибки. Подготовка учащихся к речевому оформлению сочинения.)
III.
Тема и цели урока.
- Ребята, запишите число: Десятое февраля.
Учащиеся доказывают, спорят.
- Ребят, что вы сейчас делали? (спорили)
-В своих рабочих листах напишите, пожалуйста, синонимы слова спор.
(Если никто не напишет синоним – дискуссия, то подвести учеников к
этому термину)
-А что Вы делали, чтобы доказать мне, какое сегодня число? (рассуждали)
- Теперь самостоятельно сформулируйте тему урока.
Актуализация знаний. Словарно-орфографическая работа.
-
Что такое рассуждение?
Рассуждение
- 1)умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически
последовательной форме; 2) высказывание, обсуждение(С.И. Ожегов . Толковый
словарь русского языка.)
Рассуждение
- это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
Рассуждение отличается от повествования и описания более сложно построенными
предложениями (с обособленными оборотами, различными типами бессоюзной и
союзной связи); лексикой (употребляется больше слов, обозначающих отвлечённые
понятия).
Рассуждение
- очень важный тип речи, который содержит убеждение, доказательство, логическое
мышление, выводы.
Важно
уметь путем рассуждения вступать в полемику; уметь опровергнуть точку зрения
оппонента, с которым вы не согласны вести дискуссию, призывный диалог.
Часто
для перечисления аргументов используются вводные слова: во-первых,
во-вторых, в-третьих, по-моему, наконец, итак, следовательно, таким образом.
Широко
используются союзы: однако, хотя, несмотря на, потому что, так как.
- Сегодня мы с вами будем писать
текст-рассуждение на дискуссионную тему. Проведём сначала подготовительную
работу.
- Прослушайте начало одной известной песни и скажите, о чём мы
сегодня будем рассуждать? (о Родине)
- На экране проектора эпиграф урока, отрывок из стихотворения
Владимира Соколова. Запишем его.
Слайд 1 Хотел бы я долгие годы
На родине милой прожить,
Любить ее светлые воды
И темные воды любить.
- Я уверена, что все вы любите свою Родину. А с чем или с
кем ассоциируется у вас слово Родина? (с матерью)
- Вы, наверное, знаете о монументе в городе-герое Волгограде
«Родина – мать зовет». Во время Великой Отечественной войны солдаты шли в бой
со словами «За родину-мать». Они защищали свою Родину, свою мать, а Родина и
мать-это самые главные слова для каждого человека.
- Ребята напишите однокоренные слова к слову Родина. В слове
Родина какой корень?
Работа со словарями.
Род
Родина, родственники, родители, родня, род, роддом, уродиться,
уроженец, родной, родить, рождение, родимый.
- Следующий шаг, который мы сделаем – подберем синонимы к
слову Родина. Что такое синонимы?
Отечество, отчизна, родная сторона (сторонка), родной край, родное
пепелище, колыбель.
- Обратите внимание на синонимы
«Отчизна», «Отечество». С каким словом связаны они? (Мать)
-
Таким образом, Родина – это и мать, и отец (родители) для своих
сыновей и дочерей. У доброго хорошего человека врагов или совсем мало, или
совсем нет. Так же и со словами.
- Какие антонимы вы можете подобрать к слову «Родина»? РОДИНА
— ЧУЖБИНА
IV. Закрепление.
Упражнение 303.
Читаем текст ……………..
- Проанализируйте текст. Какова его тема? Что в нём утверждается?
Как бы вы сформулировали (словами из текста) понятие «Родина»? (в упр. 303 А.
Фефелов рассказывает о семантике слова Родина.)
- Какой тип речи правильнее использовать при написании данного
сочинения? ( Рассуждение)
- А теперь повторим и особенности этого типа речи.
Схема сочинения – рассуждения. Слайд.
1. Тезис
2. Доказательство
3. Вывод
Составление плана сочинения. Слайд 4.
Я даю примерный план нашего сочинения- рассуждения, давайте
перепишем его в тетрадь:
ПЛАН:
1. С чего начинается Родина?
2.
а) Родина - это место, где мы впервые увидели синее небо
над головой.
б) Два слова - Родина и Мать!
в) Будь сыном своей Родины.
3. Можно ли
жить без Родины? (Не любить Родину невозможно!)
- А что вы сделали для своей Родины?
1. Хорошо
учимся
2.
3.
Ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке?
Что вы узнали нового?
- Сегодня на уроке мы очень многое узнали о слове «Родина». Родина
– это дом, в котором мы живем. А, значит, он требует от нас заботы, внимания,
любви и защиты. Только тогда нам будет уютно в этом большом доме, который мы
называем Родиной. Хочется верить, что каждый из нас сделает все возможное для
процветания и укрепления нашей Родины.
Д/з. Сочинение-рассуждение: Можно
ли жить без Родины?
V. Итог урока:
Как вы думаете, кто работал на уроке лучше всех?
Кто работал хорошо?
С каким настроением вы уйдете с урока?
Ребята, известный русский поэт говорил: «Поэтом можешь ты не быть,
но гражданином быть обязан».
Я надеюсь, что все вы настоящие граждане своей страны. Удачи всем.
Спасибо за урок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.