Е.Н. Шелепаева, учитель русского языка
и литературы, МАОУ «Гимназия №8» г. Перми
Композиция
по творчеству С. Есенина «Тебе, о Родина, сложил я песню ту…»
(6-7
класс)
Звучит
романс «У Есенина день рождение» 2 первых куплета (или «Лунная соната»).
1-й
чтец: Рождение таланта – всегда загадка. Мы тоскуем о рано ушедших
Александре Пушкине и Михаиле Лермонтове, Василии Шукшине и Владимире
Высоцком, Николае Рубцове и Александре Вампилове (учащиеся держат портреты
поэтов и выходят из строя с портретами).
2-й
чтец: Но, к сожалению, в ряду помянутых рано ушедших талантливых художников
стоит и имя Сергея Есенина (выходит из строя с портретом). Его смерть окружена
загадками и противоречивыми мнениями.
3-й
чтец: Две даты: 3 октября 1895
года и 28 декабря 1925 года (у учащихся
плакаты с датами).
Первая – дата рождения, вторая – дата смерти поэта. Тридцать прожитых поэтом на
этой земле лет… Это много или мало?
4-й
чтец: В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: «30 лет
человек должен учиться, 30 – путешествовать и 30 – писать, рассказывать людям
всё, что он увидел, узнал, понял».
5-й
чтец: Есенину было отпущено в 3
раза меньше. Его судьба – подтверждение другого старого изречения – «Жизнь
ценится не за длину». «Ведь я мог дать не то, что дал», — признавался поэт
незадолго до гибели. Но и то, что он дал, — это целый мир, он живёт, движется,
переливается всеми цветами радуги. Это задушевная песнь о великом и вечном – о
России, которую поэт любил всем сердцем.
6-й чтец: Отнюдь не случайно
в юбилейный для поэта год практически по всем центральным каналам прошли
передачи, приоткрывающие завесу тайны тех трагических событий. Отнюдь не
случайно и в нашем XXI веке о жизни и
творчестве талантливого поэта снимают фильмы. Есенин, как Вселенная, необъятен.
7-й чтец: « Сергей Есенин…
Он с нами, навсегда.
Все вместе: «В строй живых
зачислен он НАВЕЧНО!!!»
8-й чтец: О чём писал
поэт? Обо всём! Любовь к деревне, любовь к природе, любовь к женщине, любовь к
самой поэзии – всё слилось в его душе, в его творчестве в одну огромную,
великую любовь, которая, собственно, и творит всё лучшее, что есть на земле.
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
1-й
чтец: Тема Родины стала
основной темой творчества Есенина. Россия была не только сильной единственной
любовью поэта, она была его философией, миропониманием, самой главной жизненной
ставкой.
2-й
чтец:
Сергей Есенин! (все вместе)
Это имя –
В
лесах родной моей России,
В
берёзах нежных и осинах,
В
серёжках желтовато-синих,
В
лугах из зелени весенней,
В твоих стихах, Сергей Есенин! (все
вместе)
3-й чтец: Есенинская Русь –
страна бревенчатых крестьянских изб, голубых озер, бескрайних полей, неба с журавлями,
которых “относит ветер вдаль”; страна белых берез, душистых черемух, золотых
рощ, опавшего клена. Любовь к родине – это любовь ко всему, что дышит,
движется, растет – живет на родной земле. И сам поэт неразрывно связан с
родиной – своей Россией. «Ой, ты, Русь, моя родина кроткая, лишь к тебе я
любовь берегу».
4-й чтец: Воспевая
Родину, Есенин постоянно возвращается к описанию родной природы. В его
творчестве сливается воедино любовь к Родине и любовь к ее природе. Иначе для
Есенина и не может быть: так же, как для других художников любовь к своей
стране означает любовь к ее истории, культуре, языку, для самого автора
привязанность к России означает, прежде всего, привязанность к ее природе.
Через все творчество поэта проходит образ русской березки. Береза для него это
и само дерево, и вся русская природа вообще, и олицетворение родной страны.
Выступающие поют «Белая берёза»:
5-й чтец: Каждое
стихотворение Есенина – это смелые находки новых красок, новых мотивов, новых
картин. И это несмотря на то, что пейзаж обычен, нет никаких броских картин,
все уже давно известно, примелькалось, запомнилось.
6-й чтец: В лирике Сергея
Есенина мы, читатели, найдём все 4 времени года: здесь и красавица – весна с
серебряными ручьями и душистыми черёмухами, с первыми грозами и трелями
соловья:
Сыплет черёмуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой, вы, луга и дубравы, -
Я одурманен весной.
7-й
чтец: Здесь и лето с медвяными травами, пением
птиц, алыми зорями и хороводами возле любимых берёз… (Группа учащихся
изображает хоровод)
Под музыку романса «Листопад»
Но вот уже
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
«Нивы сжаты, рощи голы», и «кусты становятся
багряными», и «схимник – ветер шагом осторожным мнёт листву»…. Это «осень –
рыжая кобыла чешет гриву».
Все
вместе исполняют 1-й куплет романса «Отговорила
роща золотая …».
8-й чтец: Природа для поэта
не застывший пейзажный фон: она вся в движении, в обновлении, в гармоническом
единении с человеком. Любовью к земле, к лугам и травам, лесам и озёрам
проникнуты строки его стихов.
1-й чтец: Стихи Сергея Есенина
очень мелодичны, поэтому многие композиторы перекладывали их на музыку. Очень
много написано романсов и песен на его стихи.
Все вместе исполняют 1-й куплет романса «Клён ты мой
опавший…»
2-й
чтец или разные учащиеся – ведущие:
Заколдован
невидимкой,
Дремлет
лес под сказку сна,
Словно
белою косынкой
Подвязалася
сосна…
Сценка – миниатюра
«Зимние забавы» (на фоне исполнения стихов)
Это «осень улетела, и примчалася зима», и «морозы
затрещали», белая берёза «принакрылась серебром», а на стёклах появились «узоры
дивной красоты»…
3-й-4-5
чтецы:
4.
Поёт зима — аукает,
Мохнатый
лес баюкает
Стозвоном
сосняка.
Кругом с тоской глубокою,
Плывут
в страну далёкую
Седые
облака.
5.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но
больно холодна.
Воробышки
игривые,
Как
детки сиротливые,
Прижались
у окна.
6.
И дремлют пташки нежные,
Под
эти вихри снежные,
У
мерзлого окна.
6-й чтец: Его
называли колдуном и сумасшедшим, кабачным повесой и лириком, тонким и нервным.
Жизнь его закуталась в тайны, смерть покрылась роковой мглой. Трагическая
гибель Сергея Есенина до сих пор является загадкой. Но, читая стихи Есенина,
понимаешь, что он был полон духовных, творческих сил, хотел жить и работать. Он
был очень гордым и сильным человеком. Сергею Есенину ныне — 120 лет
7-й чтец: Великий художник
никогда не уходит из жизни – он всегда с людьми, он – ВНЕ ВРЕМЕНИ. Пушкин и
Лермонтов. Шукшин и Высоцкий, Маяковский и Есенин – их дыхание мы слышим рядом
с собой (фамилии могут называть разные учащиеся).
Мы были у Пушкина в Михайловском и в усадьбе
Толстого Ясная поляна, мы посетили тургеневское Спасское – Лутовиново и
Мелехово Чехова….
Рязань, рязанская земля…. Село Константиново,
затерявшееся среди лесов и полей, для нас так же священно и дорого. Ведь
Есенин – это «ВЕЧНОЕ» (все вместе).
8-й
чтец:
Не
ушёл –
Такие
не уходят
В
мутные загробные края.
Вон
он, вон,
В
осенней чаще бродит,
Чуб
волнистый,
По
ветру струя!
Без
Руси
Ему
бы стало тесно,
Без
людей,
Без
луга и зари…
Не
ушёл –
А
растворился в песнях,
Чтобы
с нами быть и говорить…
Звучит романс “Не
жалею, не зову, не плачу…”или 8-й чтец исполняет стихи
под эту мелодию
1-й чтец (или 1-4
чтец, последние 2-е строки все вместе):
4. Колышет
березоньки ветер весенний,
Веселой
капели доносится звон,
2.
Как будто читает поэму Есенин,
Про землю, в которую был он влюблен,
3. Про белые рощи и ливни косые,
4. Про желтые нивы и взлет журавлей,
Любите Россию, любите Россию,
Для русского сердца земли нет милей!
Учащиеся
показывают композицию под презентацию!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.