Инфоурок Русский язык СтатьиИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Скачать материал

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Баян Альмухамедова

 

КГУ «Средняя школа №12»

ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»

учитель русского языка и литературы

г. Житикара, Республика Казахстан

ghanuka@mail.ru

 Андатпа

   Ақпараттық технологияның игерушілігі бір қазіргі білімнің көкейкесті мәселелерінен болып табылады.    

Аннотация

  Использование информационных технологий является одной из актуальных проблем современного образования.

Annotation

  The use of information technologies is one of issues of the day of modern education.

Тірек сөздері

   Ақпараттық технология, инновация, компьютеризация, табысты.

Ключевые  слова

   Технология,  инновация, информационные, компьютеризация, успешность.

Key words

   Technology, innovation, informative, computerization, success.

 

 

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. А технология - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. И сегодня современный учитель должен не только знать, но и владеть современными педагогическими технологиями.     

          Переход на обновление содержания образования предъявляет новые требования к работе в рамках компетентностного подхода к образованию, обеспечение педагогов современными технологиями, формирование готовности работать в условиях возросшей индивидуализации образовательного процесса.[4]  И сегодня использование информационных технологий является одной из актуальных проблем современного образования. Создание различных учебных пособий, сборников презентаций и таблиц, ЦОРы способствуют оптимизации учебного материала и делают работу учителя и учащихся на уроках более плодотворной. 

Сегодня в школьную практику широко внедряются информационные технологии.  И поэтому считаю, что информатизация и компьютеризация образования являются ведущими направлениями модернизации современной школы с целью воспитания «современно образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающих развитым чувством ответственности за судьбу своей страны.[1,53]

          Средства обучения с использованием ИКТ должны быть одновременно наглядным средством, средством обучения (содержать учебную информацию, методику ее изложения и усвоения), средством познания, средством воспитания, средством эмоционального воздействия.

Я, обобщая свой опыт, делаю попытку показать значимость использования ИКТ для развития человека как субъекта собственной стратегии жизни, умении ориентироваться в современном мире информационных технологий; предлагаю свои приемы, методы и формы организации деятельности учащихся с использованием ИКТ.

Результатами работы по данной теме являются повышение интереса школьников к предметам, как следствие - повышение уровня усвоения материала, отсутствие неуспевающих; развитие познавательных и творческих способностей учащихся.  Таким образом, учащиеся занимают призовые места в школьных олимпиадах по русскому языку и литературе, успешно выступают по этим предметам и на городских, областных и республиканских олимпиадах, НОУ.

Использование информационных технологий даёт толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности, что ведёт к их осуществлению на более высоком уровне. Работа с компьютером должна быть организована так, чтобы с первых же уроков она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностно-мотивационного плана деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету. Правильно организованная работа учащихся с компьютером может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению русским языком, как на уроке, так и во внеурочное время.

         Надо отметить, что широкая компьютеризация школьного обучения идёт нарастающими темпами. Это не только современные технические средства, но и новые формы преподавания, новый подход к процессу обучения. Перед современным учителем встаёт проблема поиска нового педагогического инструмента. В связи с этим возрастает потребность в учителях-словесниках, владеющих информационными технологиями, умеющих проектировать, моделировать новые идеи и направления в школьной практике преподавания.

          В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьёзную заинтересованность учащихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках русского языка. Сам факт проведения урока русского языка в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется внешняя мотивация. Ребенок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. Из внешней мотивации «вырастает» интерес к предмету. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций, навыки профессионального общения.                         

Использование ПК на уроках русского языка показало, что меняется отношение учащихся к предмету, ребята не боятся проявлять свою инициативу в решении предлагаемых заданий, высказывать свое собственное мнение, стремятся овладеть программным материалом на более высоком уровне, чтобы справиться с заданиями теста на компьютере.

         Я убеждена, что задача каждого учителя–словесника - сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным. Однако, как показала практика, используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения. Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе не должно заменять традиционные методы и приемы обучения.

Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографического (пунктуационного) правила. В обучающих материалах могут быть использованы разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов и так далее. 

          Таким образом, использование информационных технологий способствует объединению в одном блоке (одном уроке, части урока) текстовой информации, графики, звука, видео, анимации. В обучении русскому языку и русской литературе наиболее часто использую следующие виды программного обеспечения:

1) презентации, созданные самостоятельно учащимися в приложении MS Power Point;

2) флеш - анимации, созданные с помощью программы Macro media Flash MX;

3) обучающие справочные программы и курсы;

4) контролирующие программы и тестовые оболочки, также учащиеся могут создавать документальные фильмы, заочные экскурсии, рассказы о писателях, медиасочинения, библиотеку школьных наглядных пособий, справочники, опорные конспекты.[3]

          Power Point является самой доступной программой для создания презентаций (входит в стандартный пакет Microsoft Office). Одно из наиболее часто используемых достоинств данной программы — высокая наглядность при изучении материала. Данная программа поддерживает корректное отображение различных типов данных: графических объектов, видеофрагментов, звука, диаграмм. Power Point поддерживает большое количество сложных эффектов, таких как «ожившие» диаграммы, музыкальное и голосовое сопровождение показа слайдов. Таким образом, с помощью презентаций можно воздействовать на несколько каналов восприятия. Процесс создания презентации включает несколько этапов:

1) постановка задач;

2) разработка структуры и содержания презентаций;

3) создание отдельных слайдов;

4) создание связной последовательности слайдов;

5) создание эффектов анимации для отдельных элементов слайдов;

6) настройка презентации. 

Современные наши уроки невозможны и без обучающих и справочных программ, которые в основном предназначены для самостоятельного изучения материала учащимися. Однако некоторые их элементы (эксперимент, задача, видео, тест) могут быть использованы и как отдельные фрагменты урока, и как часть презентации, теста, демонстрации при объяснении материала. К контролирующим и тестовым программам относятся программы, предоставляющие возможность учащимся проводить самостоятельный опрос.

          Использование информационных технологий на уроках открывает возможности более экономичной и рациональной организации информационных процессов, повышения их динамичности, расширения диапазона анализируемых факторов для принятия решений, что в результате позволяет многократно повысить уровень обучения. Любой учитель за годы работы в школе накапливает много информации, а быстрый поиск необходимой становится возможным при её эффективном размещении и хранении.

         Становясь активными участниками учебного процесса, учащиеся самостоятельно находят в информационном пространстве новые источники знаний и осваивают их. Подготовка выпускника, способного мыслить творчески, самостоятельного принимать нестандартные решения в трудных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, - непростая задача. На мой взгляд, мы успешно справляемся с этой задачей.

Внедрение информационных технологий обусловливает получение необходимой учебной информации, которая имеет индивидуально-

личностный характер, позволяет увидеть продвижение каждого ребёнка в ходе обучения.    Например, мною был разработан информационно - справочный материал по русской орфографии.   Хотелось бы подчеркнуть, что применение данного информационно- справочного материала на уроках русского языка обеспечивает экономию времени при объяснении нового материала;

представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;

воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала; дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности восприятия материала.

          Как показывает опыт, применение информационных технологий на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности расширяет творческие возможности как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение ими новейших достижений в области компьютерных технологий, интенсифицирует процесс обучения и повышает качество знаний учащихся. Добиться реального вовлечения в процесс информатизации всех участников информационной образовательной среды можно, только если их участие в этом процессе будет осмысленным и мотивированным.[2] И сделать это без живого слова учителя, определения педагогической целесообразности использования ИКТ на уроках, соблюдения психолого-педагогических требований, невозможно.

          Материальными продуктами моего опыта являются творческие отчеты, выступления на различных педагогических мероприятиях, лицензирование электронного пособия, публикации в педагогических сайтах и на страницах СМИ, а самое главное – высокие достижения и победы моих учеников на различных конкурсах и олимпиадах. 

     И анализируя результаты деятельности учащихся на уроках, могу сделать   следующие выводы:

•        повысилась мотивация учеников к изучению предметов русский язык и литература;

•        возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

•        появилась динамика усвоения знаний и личностный рост развития учащихся;

•        применение заданий с использованием ИКТ позволило повысить качество знаний учащихся;

•        результатом использования заданий, ориентированных на развитие функциональной грамотности с использованием ИКТ - технологий на уроках, являются победы моих учеников в различных конкурсах и олимпиадах: дистанционных международных, республиканских и областных.

          И наконец, хотелось бы сделать следующие выводы:

·        ИКТ позволяют на уроках продемонстрировать любой иллюстративный материал, организовать и провести тесты и контрольные работы любого уровня сложности, позволяют сделать мгновенную проверку, организовать как групповую, так и индивидуальную работу с учащимися.

·        ИКТ помогают привить интерес к предмету, изучаемому материалу, активизировать работу с учащимися, требующих коррекции знаний, с продвинутыми учащимися, позволяют создать ситуацию успеха;

·         ИКТ позволяют подвести итоги, качественно организовать оценивание;

·         ИКТ-конспекты, тесты, словарные диктанты можно использовать многократно, как во время урока, так и во внеурочной деятельности учителя. 

          Уважаемые коллеги, анализируя проделанную работу по изучению и применению информационно – компьютерных технологий, уже сегодня можно сказать, что это тот путь, который позволит нам воспитать критически думающего, эрудированного, с живым образным мышлением, конкурентоспособного ученика XXI века.

          Подводя итоги данной работы, хотелось бы подчеркнуть, что при использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе я продолжаю успешно применять на своих уроках следующие приемы:

ü ассоциативный ряд;

ü опорный конспект;

ü мозговая атака;

ü групповая дискуссия;

ü синквейн; эссе;

ü перепутанные логические цепочки;

ü дидактическая игры;

ü лингвистические карты;

ü лингвистические задачи;

ü исследование текста и другие.

Думаю, нет смысла доказывать, что применение новых технологий на разных этапах урока, помогает сделать его эффективным, результативным, а процесс получения знаний для учащихся – интересным и продуктивным.

 

 

Литература:

 

1. Информационные технологии - шаг в будущее. - «Учитель», 2012. -№4.-с.53. 

2. Курнешова Л.Е. Современная школа сегодня и завтра

3. Крупская С.А. "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы"

4. Захарова И.Г.  «Информационные технологии в образовании. - М., 2005.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Таргетолог

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Переход на обновление содержания образования предъявляет новые требования к работе в рамках компетентностного подхода к образованию, обеспечение педагогов современными технологиями, формирование готовности работать в условиях возросшей индивидуализации образовательного процесса.[4]И сегодня использование информационных технологий является одной из актуальных проблем современного образования. Создание различных учебных пособий, сборников презентаций и таблиц, ЦОРы способствуют оптимизации учебного материала и делают работу учителя и учащихся на уроках более плодотворной.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 609 929 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Скачать материал

Другие материалы

Доклад "Техники и методики практико – ориентированного обучения".
  • Учебник: «Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В.
  • 25.10.2018
  • 1699
  • 10
«Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В.
  • 13.09.2018
  • 459
  • 0
«Русский язык», Львова С.И., Львов В.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.10.2018 557
    • DOCX 28.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Альмухамедова Баян Куандыковна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 68961
    • Всего материалов: 35

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 309 человек из 63 регионов

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 15 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 83 человека из 34 регионов

Мини-курс

Искусство в контексте современности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Цифровые валюты и правовое регулирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансовый анализ

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе