+Добавить материал и получить бесплатное
свидетельство о публикации
Уроки русского языкаБиблиотекаИгровой тренинг "Вечные ценности жизни"

Игровой тренинг "Вечные ценности жизни"

Конспект игрового тренинга

для школьников 6-7 классов «Вечные ценности жизни»

Цель: формировать ответственное отношение к собственной жизни и умение осознанно выбирать важнейшие жизненные ценности.

Задачи:

1. Сформулировать собственные жизненные ценности.

2. Объяснить, как эти ценности влияют на вашу жизнь.

3. Задуматься о важности определения основополагающих для выбора жизненной стратегии жизненных ценностей.

Целевая аудитория: несовершеннолетние в возрасте 11-13 лет.

Ожидаемый результат: воспитанники закрепят знания о человеческих ценностях, особенно важных и необходимых.

Ход мероприятия:

1. Просмотр видеоролика «Интервью с Богом»

Учитель:

- Вам понравился ролик?

- Какие чувства он вызывает?

- Как вы думаете: о чем сегодня пойдет речь? (ответы) Да, Сегодня мы поговорим с вами о вечных ценностях. СЛАЙД 1

- Все мы живём среди людей. Разные люди живут на земле, и каждый живёт по-разному.

Ученица:

В жизни по-разному можно жить,

В горе можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя пить.

Вовремя делать гадости.

А можно так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженной солнце достать

И подарить его….. (варианты ответов) людям!

Учитель:

- Как вы думаете? О чем это стихотворение?

- Да, вы правы, так оно и есть. Мы каждый день и каждую минуту делаем выбор, каким быть: честным или лживым, смелым или трусливым, ленивым или трудолюбивым?

- Что же помогает нам сделать выбор? Конечно, наш характер и наше мировоззрение, которое, в свою очередь, и складывается из наших с вами жизненных ценностей. Хотелось, чтобы вы сегодня задались вопросами: СЛАЙД 2

«Что же такое жизненные ценности?»

«А какие у меня жизненные ценности?»

«Что мне помогает не просто проживать жизнь, а проживать жизнь достойную?»

2. Задание 1

- Сейчас мы выполним упражнение. Перед вами лист бумаги. Согните его пополам. Оторвите, пожалуйста, верхний правый уголок. А теперь оторвите нижний левый уголок. Теперь оторвите кусочек в центре. Разверните свой листочек и посмотрите. Сравните свои листочки с соседями. Есть ли у кого-то точно такой же? (Дети сравнивают листочки.)

- Какой же вывод можно сделать из этого упражнения? (У всех ребят получилось что-то свое.)

- Так и в жизни: СЛАЙД 3 каждый человек - это неповторимая личность, и на всей Земле больше такой не существует.

- Нет, наверное, на Земле человека, который не мечтал о счастливой жизни. Мы все время о чем-то  мечтаем, ставим цели и стремимся к ним в надежде на то, что, достигнув их, почувствуем себя счастливыми. Жизнь как лестница, ведущая в будущее, каждая ступенька – наши желания и мечты.

- Как же построить свою лестницу жизни, чтобы познать счастье и не разочароваться в тех целях, которые были для нас главными? СЛАЙД 4

- Давайте представим жизнь в виде высокой, крутой горы, вершину которой назовем «Пик счастья». (ОБРАЩЕНИЕ К ДОСКЕ).

- Люди карабкаются по крутым склонам, цепляясь за малейшие уступы, но вновь и вновь падают, получая синяки и ушибы. Некоторым удается с разбега запрыгнуть на вершину, но долго удержаться там никому не удается, и они кубарем катятся вниз, набивая все новые шишки.

- Вот здесь нам и понадобится лестница жизни, по которой постепенно, от ступеньки к ступеньке, можно взобраться на вершину. Но построить эту лестницу нужно из особо прочного, благородного материала – этим материалом нам послужат жизненные ценности. Причем должна заметить, что ценности могут быть истинными и мнимыми. СЛАЙД 5

- Православный монах ИоАнн ЛЕствичник описал свою лестницу: каждая ступенька – это обретение таких ценностей, как вера, любовь к людям, милосердие, доброта, смирение, скромность, и поднимаясь вверх, на каждой ступени человек должен побороть какой-то свой недостаток: зависть, гордость, уныние, лживость, болтливость, обжорство.

3. Задание 2

- Какие виды ценности вы знаете? Назовите их.

Здоровье свобода любовь дружба

Семья материальная обеспеченность благополучие близких и родных

признание (уважение окружающих, популярность) интересная работа

качественное образование развлечения отдых хобби творчество

- Теперь возьмите чистый лист и нарисуйте на нем одну любую ценность, но не подписывайте ее. Передайте, пожалуйста, свой листочек соседу слева. Сосед должен на обратной стороне листа (чистой) написать название ценности, которую он увидел. Листочек передаем до тех пор, пока свой не вернете себе.

(Идет обсуждение того, что написали дети на обратной стороне)

Вывод. Оказывается, каждый из нас может без слов объяснить, что имеет какую-то ценность и дорожит ею.

Учитель:

-Что такое Ценность? Напишите на листочках слово ЦЕННОСТЬ по буквам вертикально и попробуйте истолковать его с помощью слов или словосочетаний, разъясняющих его значение и начинающихся с той буквы, с которой начинается каждая строка по горизонтали. Например:

Ц – цены не имеет

Е – единственная в своем роде

Н – необыкновенная

Н – непреходящая

О – оригинальная

С – самим выбранная

Т – творимая

Ь –

- На что бы вы променяли свою жизнь?

4. Игра «Аукцион ценностей».

Сегодня мы проведем игру, которая называется «Аукцион ценностей». Она поможет каждому ответить на поставленный вопрос.

Перед началом игры каждый из вас получит по десять жетонов, попрошу подписать их. Каждый жетон представляет собой частицу вас самих - одну десятую долю вашего времени, энергии, средств, интересов, индивидуальности. На время игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность. Не потеряйте их!

Правила игры: СЛАЙД 6

1. Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор: “потратить” жетоны или “сэкономить”.

2. На продажу будут выставляться сразу по две вещи. Вы вправе выбрать любую из них или никакую, но только не обе сразу.

3. Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу.

4. Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно снята с “торгов”.

5. Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить.

-Итак, предлагаю сделать выбор, первая пара ценностей:

СЛАЙД 7

а) Хорошая просторная квартира либо дом. (1 жетон)

б) Новый спортивный автомобиль. (1 жетон)

Кто желает приобрести один из двух предложенных “товаров”?

СЛАЙД 8

а) Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет. (1 жетон)

б) Один настоящий друг. (2 жетона)

СЛАЙД 9

а) Хорошее образование. (2 жетона)

б) Предприятие, приносящее большую прибыль. (2 жетона)

СЛАЙД 10

а) Здоровая семья. (2 жетона)

б) Всемирная слава. (3 жетона)

СЛАЙД 11

а) Изменить любую черту своей внешности. (1 жетон)

б) Быть всю жизнь довольным собой. (2 жетона)

СЛАЙД 12

а) Чистая совесть. (2 жетона)

б) Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали. (2 жетона)

СЛАЙД 13

а) Крепкое здоровье. (2 жетона)

б) Материальная обеспеченность. (2 жетона)

СЛАЙД 14

а) Интересная работа. (2 жетона)

б) Творчество. (2 жетона)

СЛАЙД 15

а) Семь дополнительных лет жизни(3 жетона)

б) Безболезненная смерть, когда придет время. (3 жетона)

- Больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.

Обсуждение игры:

1. Какой покупкой вы более всего довольны?

2. Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?

3. Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?”

(Вероятнее всего, вы услышите от ребят следующие предложения: “Прежде, чем что-то покупать, надо узнать, что еще будет продаваться”; “Я хотел бы, чтобы можно было обменять ранее купленную вещь на любую другую, объявленную позже”; “Нужно, чтобы перед началом игры нам выдали побольше жетонов”. Спросите учащихся, не считают ли они, что игра от этого станет более интересной. Помогите учащимся увидеть связь между выбором покупок и определенными личностными качествами. Например, ты отдал жетон за изменение внешности - значит, ты придаешь большое значение тому, что думают о тебе окружающие. Если предпочел быть довольным собой - значит, больше ценишь свое мнение о себе.)

5. Обязательный набор жизненных ценностей

- А теперь я попрошу вас взять ватманы и фломастеры. Задача каждой команды: обсудить купленные вами ценности, и с учетом их нарисовать будущее человека. Каким он станет, чего добьется?

Команды выполняют задание (10 минут). Затем каждая команда презентует будущее своего человека, в это время две остальные команды служат экспертами. СЛАЙД 16

Наглядный показ «Ассоциации наполненности жизни» 

материалы:

  • Стеклянный сосуд

  • крупные камни

  • мелкие камни

  • песок (манка)

  • вода

Ведущий берет банку и наполняет ее камнями до краев. Затем спрашивает обучающихся: «Полная ли она?» Затем досыпает мелкими камнями и опять задает этот же вопрос. Затем досыпает песок и вновь вопрос: «Полная ли банка».После этого наливает воды. Теперь банка действительно полная.

- А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь. Крупные камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Мелкие камни — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи.

- А давайте представим, если бы я сначала наполнила банку песком? Тогда бы не осталось места, где могли бы разместиться мелкие камни и песок. Также и в жизни, если тратить всё время на мелочи, не останется места для важнейших вещей.

«Какое значение имеет вода?»

- Я рада, что вы спросили меня об этом. Нужно всегда помнить, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.

6. Заключительное слово учителя 

- Ребята, вспомните, какие “ценные вещи” вы выбрали сегодня в ходе игры. Кто-то из вас, наверное, может поздравить себя и сказать: “Я отдал жизнь недаром: я сделал правильный выбор и приобрел то, что действительно ценно. Другой, возможно, с сожалением, осознал, что потратил жизнь совсем не на то. Некто пожалеет, что поспешил израсходовать себя либо, наоборот, слишком долго выжидал и что-то упустил. И многие наверняка подумали: “Вот бы повторить игру! Тогда я повел бы себя гораздо осмотрительнее, умнее”.

- И если вы сейчас действительно о чем-либо сожалеете, могу вас обрадовать: у вас есть прекрасная возможность сделать правильный выбор - и не в нашей игре, а в реальной жизни! Когда придет время решать, чему себя посвятить, прошу вас помнить об одном: не продавайте свою жизнь дешево. Она, скорее всего, стоит значительно дороже, чем вы думаете!

7. Подведение итогов

1. Что вы узнали о своих жизненных ценностях благодаря игре?

2. Что, по-вашему, люди ценят из того, что для вас не представляет интерес?

3. Какие из ваших ценностей, на ваш взгляд, не являются ценностями для других?

4. В чем больше всего проявляется влияние ценностей на жизнь человека?

(В иерархии ценностей, т. е. в порядке их распределения по важности. Иными словами, именно приоритет той или иной ценности по отношению к другим сильнее всего влияет на нашу жизнь и на жизнь окружающих.)

"Каждому хочется стать настоящим человеком с присущими ему качествами: честью, совестью, достоинством. В молодые годы человек обретает эти качества. В зрелые годы он эти качества развивает или не развивает, губит. В старости на них опирается, а если их нет, страдает, лишившись нравственной опоры".

- Вы сейчас в том возрасте, когда человек обретает лучшие качества. Пусть они основываются на истинных, а не на мнимых ценностях.

СЛАЙД 17

- Для подтверждения своих слов я нашла высказывания людей, которые посвятили свою жизнь служению Богу и людям.

А к какой категории людей относитесь вы сами? Всегда ли вы добры и внимательны к окружающим? На эти вопросы вам поможет ответить тест: “Добры ли Вы?” Ответьте “да” или “нет”.

  1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?

  2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, если это так?

  3. Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?

  4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?

  5. Любите ли вы злые шутки?

  6. Вы злопамятны?

  7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?

  8. Умеете ли вы на практике применять свои способности?

  9. Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?

  10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?

  11. Вы охотно выполняете просьбы?

  12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтоб развеселить окружающих?

А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ “да” на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ “нет” на вопросы 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

Вы набрали больше 8 очков.

Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт

Вы набрали от 4 до 8 очков.

Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровными со всеми, чтобы люди не обижались.

Вы набрали меньше 4 очков.

Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательнее, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения.

Автор
Дата добавления
27.12.2019
Раздел
Подраздел
Просмотров
Просмотров 135
Номер материала
901
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.