И. С. Тургенев: детство,
начало литературной деятельности.
«Муму». Историко-культурный контекст
рассказа.
Глава 1: Герасим в деревне и в городе
I.Оргмомент.
II. Учащийся
рассказывает биографию И. С.Тургенева
«По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать,
урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново прошли
детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и
ненавидеть крепостное право.
Мать писателя, Варвара Петровна, несмотря на образованность и ум была
жестокой помещицей-крепостницей. Она могла оторвать от семьи и сослать в
дальнюю деревню горничную за то. Что та не успела вытереть пыль со столика, или
садовника выпороть, если кто-то сорвал любимый цветок помещицы.
В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных
пансионах и у хороших домашних учителей.
Затем, в возрасте 15 лет, поступает в Московский университет на словесный
факультет, в 1834 переходит на историко-филологический факультет
Санкт-Петербургского университета.
В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию.
До августа 1839 Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в университете,
занимается классическими языками, пишет стихи.
В январе 1843 Тургенев поступает на службу в Министерство внутренних дел.
В мае 1845 Тургенев выходит в отставку. Много пишет.
III. Сообщение
учителя о крепостном праве
На Руси было время, которое в истории называется крепостное право. Что
вы знаете о крепостном праве?
Крепостное право – это такие законы, по которым большинство русских
крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков. По этим законам земля
принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне. Богатство
помещика определялось тем, сколько у него было «душ» - крестьян мужского пола
(женщин за «души» не считали). Были помещики, имевшие несколько тысяч «душ».
Крестьян, «прикреплённых» к помещичьей земле, называли крепостными.
Помещики делали со своими крепостными всё, что хотели: возлагали на них
непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли – иногда
до смерти. Крестьян продавали, словно скотину, при этом разлучали детей с
родителями; выменивали крепостных на собак.
Были помещики, которые заводили у себя театры с крепостными актёрами.
Били среди крепостных прекрасные музыканты, художники, скульпторы. Все они так
же зависели от помещиков, как и те, кто работал в поле. Прекрасные произведения
искусства созданы руками крепостных. К сожалению, даже невозможно сосчитать,
сколько талантов погибло в крепостной неволе.
Были законы, запрещавшие помещикам жестокое обращение с крепостными,
но исполнялись они плохо. Известен, например такой случай. Помещица Наталья
Салтыкова, известная своей жестокостью, во цвете лет стала лысеть. Пришлось ей
носить парик, а для того, чтобы крепостной парикмахер не открыл кому-нибудь эту
ужасную тайну, помещица приковала юношу цепью к клетке, а клетку поставила в
своей спальне.
Сообщение
учителя «Обстоятельства, объясняющие появление рассказа «Муму»
Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев писал: « Я
не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В
моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот
был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против
чего решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примеряться…» Это
была его аннибалова клятва (клятва до конца жизни)– бороться за отмену
крепостного права.
«Муму» – первое произведение, в котором Тургенев изобличает пороки
крепостничества.
В 1852 году умирает Н.В.Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Рыдая,
составлял некролог. Но власть запретила употреблять имя Гоголя в печати. А за
напечатанную Тургеневым в «Московских ведомостях» статью царь лично приказал
посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под
арестом «на Съезжей,в помещении при полиции для арестованных», Тургенев жил по
соседству с экзекуционной, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг.
Хлест розог и крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и соответствующие
впечатления детства. В таких условиях и был написан рассказ «Муму».
Прототипами героев
рассказа стали реальные люди
Рассказ
подготовленного ученика
В дальней
господской деревне матери ТургеневаСычево жил глухонемой от рождения
мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Варвара
Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала
иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть
колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского
фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого
не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы
полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как
пробка — и того лучше!
Для мужика городская
работа — легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б
не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял
аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.
Однажды приглянулась
немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила
отдать ее замуж за другого — он это стерпел.
И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки
спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам,
коли барыня приказала.
Уж как
он там с нею прощался, с собачонкой, как топил, неизвестно.
А только с той поры ни разу не улыбнулся Андрей, подарки
от госпожи принимал хмуро, как каменный, а на собак
не глядел, отворачивался. По смерти же барыни так же хмуро,
без благодарности принял он вольную да и ушел куда-то
на Русь.
Таким образом,
Прототипами главных героев рассказа являются хорошо знакомые Тургеневу люди:
его мать и дворник Андрей, некогда живший в их доме.
Происходило же все описанное в доме № 37 на улице
Остоженка, по сей день существующем в Москве.
IV. Чтение 1 главы
V. Беседа
— Что
мы узнали о барыне? В начале рассказа о
барыне говорится, что она одиноко доживала свою жизнь в старом доме в Москве.
Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж и, наверное, редко навещали
мать.
— Как вы понимаете слова: «День
ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее
ночи»? Утром человека называют его
детство и юность, день — это зрелость, вечер — старость.
Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной и
старость — совсем мрачной.
– В каких словах
мы чувствуем отношение писателя к барыне?
– Нарисуйте
словесный портрет
барыни.
- Рассмотрим
репродукцию картины художника-передвижника В. М. Максимова «Все в
прошлом» (1889) — Что мы видим на
картине? Какие чувства вызывает эта картина?
Старуха-помещица доживает последние дни
в избе, где когда-то, вероятно, жила прислуга. Старый двухэтажный помещичий дом
с белыми колоннами заколочен и разрушается. Деревья старого парка сломаны
ветром. Дорожки зарастают травой.
Помещица сидит в кресле, облокотившись на
подушку. Ноги ее покоятся на красной бархатной подушечке, протертой от долгого
употребления. На помещице надет белый кружевной чепец с зеленым бантом, на шее
повязан цветной шарф. На узорчатое золотистое платье накинута темная шаль, в
правой руке она держит золотое пенсне. Справа у ее ног на земле старая собака,
рядом на корыте, полном воды, чирикает воробей.
Простая баба в темном платке, черной
рубашке, темной с цветами юбке и клетчатом домотканом переднике с вязанием в
руках сидит на ступеньке. Она заменяет старухе камеристку. Вся обстановка
убога: медный самовар стоит прямо на голых досках крыльца, на перилах висит
рваный цветастый ковер, на столе скудная еда в блюде прикрыта белой салфеткой.
Только китайская дорогая чашка говорит о былом богатстве помещицы.
Над головой старухи буйствует цветущая
сирень, в небе летают ласточки, солнце ясно светит на разрушающийся дом и на
желтые бревна крестьянской избы с открытыми окнами. Жизнь движется вперед, и
это ощущение жизни резко контрастирует с неподвижным, неживым лицом старухи и
опустошенным лицом прислуживающей ей женщины, для которых уже ничего не осталось
в этой жизни, только сидеть на дворе и вспоминать былое.
- Сравните двух помещиц.
-— Итак, обобщим наши наблюдения.
кто же такая барыня и какова же атмосфера того дома,
в котором разворачиваются все события? Кто готов?
- Автор в тексте называет Герасима «…самым замечательным лицом…». Как вы
понимаете это слово? Подберите синонимы. (хорошее, выдающееся, лучшее,
доброе, выделяющееся, заметное.)
- Почему же автор называет Герасима «самым замечательным лицом»,
выделяет его из всех? Герасим немой, сам о себе он рассказать не может. Поэтому
представление о нём будет складываться из сравнения его с окружающими.
Найдите портрет
Герасима.
- Что
главное отмечает в портрете Герасима автор? ( «… Двенадцать вершков роста,
сложенный богатырём…»).
- Кого на Руси называли богатырями? (богатыри не только физически
сильные люди, но и добрые, способные оказать помощь.)
- Как автор называет его работу? (неистомной) Как вы понимаете
значение этого слов ( не знает усталости, хотя работает с утра до вечера)
- Почему автор говорит: «…весело было смотреть на него, когда он либо
пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, взрезывал упругую грудь
земли...»? (труд для Герасима-радость)
- Можно ли по этому описанию судить об отношении автора к своему герою?
( Тургенев любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев
говорит о торжественности неистомной
работы Герасима, т. е. о его неутомимости и трудолюбии.)
- Привычный ход жизни нарушен? Как сказано об этом в тексте? ( «Барыня
взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от
братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком.)
- Чем занимался Герасим городе? (…Купили ему сапоги, сшили кафтан
на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и определили его дворником.)
- Как относился
Герасим к своим обязанностям? Найдите сравнение в описании его работы.
«...Дрова ли он примется колоть, топор
так и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки и поленья...»
- С кем сравнивает Тургенев Герасима и почему? ( «Как дерево растёт на
плодородной почве.».- его почва – деревенская жизнь, «…как молодой здоровый
бык,…» -подчёркивается сила, мощь, «походил на гусака…»- гусь –птица
рассудительная, подчёркивается чувство собственного достоинства, надёжность)
- Как чувствует себя Герасим в Москве? Почему Герасим «…вдруг уходил
куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом
и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь»? (Пойманный
зверь испытывает страх, ужас от неизвестности, страдает. Не понимает своего
положения, привык к воле, к полям, всегда был в деревне занят.)
- Каморка Герасима. ( Зачитываем описание жилища Герасима).
- Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жилье дворника? (Делаем
вывод, что всё прочное и крепкое, с помощью этого описания подробнее показать
характер героя: нелюдимый, сильный, основательный).
-
Какие отношения сложились у Герасима с окружающими? (« …А что насчет чужих,
так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о
дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в
околотке очень стали уважать его…». Говорим, что петухи при нем не дрались, а
гусей он уважал.)
- Как относился он к
дворне? «Со всей остальной челядью
Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских, — они его
побаивались, — а коротких: он считал их за своих». Дальше мы
будем видеть, как изменяются отношения Герасима и остальных дворовых
VI. Выводы
- Почему же
Герасим – «самое замечательное лицо» из всей дворовой челяди? (Богатырь,
трудолюбивый, во всём порядок, все уважают, нет больше таких людей среди
челяди.)
- Какие черты
Герасима производят на вас наибольшее впечатление?
- Каково авторское
отношение автора к главному герою? (Автор симпатизирует своему герою и
подталкивает к этому читателя).
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
VII. Домашнее задание.
читать гл.2,
инд. задание: подготовить выразительное чтение по ролям: диалог барыни
с Гаврилой стр.124, Гаврилы с Капитоном стр.27-30
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.