Государственное
бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя
общеобразовательная школа «Образовательный центр» имени Петра Ивановича
Золотарева с. Летниково муниципального района Алексеевский Самарской области
УТВЕРЖДАЮ.
Директор школы
_____С.В. Бакулина
__________
201_ г.
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
элективного
курса по русскому языку
в
11 классе
«Готовимся
к ЕГЭ»
Общее
количество часов – 34
(
часа в неделю)
Составитель:
учитель
Дремова Т.Н.
Рассмотрено
и принято на методическом объединении учителей гуманитарного цикла:
Протокол ________
от
«______»__________________201_г.
Руководитель
м/объединения ____________ Анюхина Л.Н.
2017
– 2018 учебный год
Пояснительная
записка
Программа
предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа,
базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель
Власенков А.И. и анализе результатов части С ЕГЭ предыдущих лет. Введение
элективного курса, как вариативной части учебного плана общеобразовательного
учреждения, обусловлено тем, что часть 3 (С) ЕГЭ составляет примерно 1/3 от
общего количества баллов, набранных учеником на экзамене, и существенно влияет
на общее количество баллов, необходимое для поступления в вуз. Главные
принципы, на которых строится курс,- научность, системность, доступность. Это
позволит учащихся максимально успешно овладеть ключевыми языковыми и речевыми
компетенциями. Актуальность курса заключается в расширении знаний по русскому
языку с целью успешной сдачи ЕГЭ.
Цели
элективного курса:
1. Помочь ученикам
максимально подготовиться к выполнению задания С ЕГЭ.
3. Формирование и
развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью.
4.
Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов
разных функциональных стилей.
Задачи элективного курса:
-
помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе);
-
закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время
навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе;
-
способствовать развитию письменной речи;
-
подготовить учащихся к выполнению задания ЕГЭ.
Освоение курса предполагает
следующую типологию уроков:
- уроки-лекции;
- уроки применения
знаний на практике;
- уроки навыков
(тренировочные);
- уроки
комплексного применения знаний.
Организация урока
предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений,
организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной
на развитие самостоятельности как черты личности.
Содержание
программы
РАЗДЕЛ
I
Разноаспектный анализ текста. (18 часов).
Тема 1. Стилистический и типологический
анализ текста. (9 часов)
Текст. Тема и основная мысль текста.
Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение
микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации
текста. Стили речи. Типы речи.
Тема 2. Лингвистический анализ текста. (9
часов).
Изобразительно-выразительные средства
языка, оформляющие описание и рассуждение.
Анализ изобразительно-выразительных
средств, оформляющих описание и рассуждение.
Анализ лексики: многозначные слова,
переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного
употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.
Фонетические средства выразительности:
аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.
Лексически – поэтические тропы: метафора,
синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория,
перифраза, художественный символ, паронимы.
Стилистические фигуры: градация, антитеза,
оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис,
умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое
обращение, синтаксические конструкции.
РАЗДЕЛ
II
Сочинение-рассуждение на основе текста.
(16 часов).
Тема 1. Анализ текста. (4 часа)
Содержание
исходного текста.
Тексты научно-популярного,
публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного,
публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.
Тема 2. Композиция и языковое оформление
сочинения. (6 часов)
Вступление к сочинению. Смысловые и
грамматические связи предложений.
Авторская
позиция.
Основная часть
сочинения.
Финал
сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.
Тренировочные
сочинения. (6 часов)
Практические
работы:
написание
сочинений-рассуждений;
редактирование.
Календарно
- тематическое планирование.
№
п/п
|
Сроки
|
Тема
|
Вид
урока
|
|
|
Тема 1. Стилистический
и типологический анализ текста. (9 часов).
|
|
1
|
|
Текст.
Тема и основная мысль текста
|
Лекция
|
2
|
|
Средства
связи между частями текста Способы связи предложений в тексте
|
Лекция
|
3
|
|
Выделение
микротем в тексте
|
Практическая
работа
|
4
|
|
Лексические
средства организации текста
|
Лекция
|
5
|
|
Морфологические
средства организации текста
|
Лекция
|
6
|
|
Синтаксические
средства организации текста
|
Лекция
|
7
|
|
Стили
речи
|
Тренировочный
|
8
|
|
Типы
речи
|
Тренировочный
|
9
|
|
Контрольная
работа 1 (промежуточная)
|
|
|
|
Тема 2. Лингвистический
анализ текста. (9 часов).
|
|
10
|
|
Изобразительно-выразительные
средства языка, оформляющие описание и рассуждение.
Анализ
изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение
|
Лекция
|
11
|
|
Многозначные
слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления.
Фразеологизм
|
Практикум
|
12
|
|
Синонимы.
Контекстные синонимы Антонимы. Контекстные антонимы
|
Практикум
|
13
|
|
Фонетические
средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс.
Звукопись
|
Практикум
|
14-15
|
|
Тропы:
метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метафора,
аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы
|
Практикум
|
16-17
|
|
Стилистические
фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм,
эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции
|
Практикум
|
18
|
|
Промежуточная
контрольная работа 2
|
|
|
|
Тема 3.
Анализ текста. (4 часа).
|
|
19
|
|
Содержание
исходного текста
|
Лекция
|
20
|
|
Тексты
функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического,
разговорного стилей
|
Практикум
|
21
|
|
Рецензия.
Эссе
|
Урок
комплексного применения знаний
|
22
|
|
Промежуточная
контрольная работа 3
|
|
|
|
Тема 4.
Композиция и языковое оформление сочинения. (6 часов).
|
|
23-24
|
|
Выступление
к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. Авторская позиция
|
Практикум
|
25-26
|
|
Основная
часть сочинения. Изложение собственного мнения
|
Практикум
|
27
|
|
Заключительная
часть сочинения
|
Практикум
|
28-32
|
|
Тренировочные
сочинения
|
Практикум
|
33-34
|
|
Итоговая
контрольная работа
|
|
|
|
Итого -
34 часа
|
|
Литература для учителя:
Власенков А.И. Русский язык: Грамматика.
Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл.общеобразоват. учреждений/ А. И.
Власенков, Л.М. Рыбченкова. 9-е изд. М.,2004.
Долинина Т.А. Русский язык. Как написать
сочинение на едином государственном экзамене. – М.: Айрис - пресс, 2007.
Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение
задания части 3(С): учебно-методическое пособие. – 7-е издание, перераб. и доп.
– М.: Издательство «Экзамен», 2008.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический
словарь: Для учащихся средней школы. – 41 –е изд. М.; Просвещение, 1990-224 с.
Словарь литературоведческих терминов.
М.,1987.
Цыбулько И.П. и др. Русский язык:
методические рекомендации по оцениванию заданий с развернутым ответом. Ч 1. М.:
Издательство РУДН, 2005.
Литература для учащихся:
Власенков А.И. Русский язык: Грамматика.
Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл.общеобразоват. учреждений/ А. И.
Власенков, Л.М. Рыбченкова. 9-е изд. М.,2004.
Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение
задания части 3(С): учебно-методическое пособие. – 7-е издание, перераб. и доп.
– М.: Издательство «Экзамен», 2008.
Учебно-тренировочные материалы для
подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2005;
Единый государственный экзамен, 2007:
Русский язык. – М.: Просвещение, 2004.
Мамона Т.И. ЕГЭ. Русский язык. Практикум
по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие.- М.:
Издательство «Экзамен», 2010.- 117с.
Бисеров А.Ю. ЕГЭ - 2010. Русский язык:
тематические тренировочные задания",- М.: Издательство «ЭКСМО», 2010.
Интернет-ресурсы
Материалы сайтов:
- http://www.ege.edu.ru
- http://rustest.ru
- wwwfipi.ru
- http://www.prosa.ru
- http://www.pritchi.nm.ru
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.