Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыЭлективный курс " Культура речи и правописание" (10 класс)

Элективный курс " Культура речи и правописание" (10 класс)

Скачать материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа элективного курса  по русскому языку  в 10  классе

 

 

 

 

 

        « Культура речи и правописание»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 – 2014 г.


Пояснительная записка

 

             Программа курса (34 часа) рассчитана на учащихся 10 класса и направлена на подготовку к выпускным экзаменам.

            Данный курс помогает осознать учащимся, что общение – это серьезный вид речевой деятельности. Что в речевой деятельности (когда говорим или пишем) мы всегда выбираем из ряда возможных  то оптимальное языковое средство, которое и позволяет точно и ясно передать мысль. Что понимание речи – это тоже активная работа, требующая мобилизации многочисленных знаний и сведений, и лишь благодаря этому некий набор звуков превращается в осмысленное высказывание.

Кроме этого, элективный курс поможет ребенку понять, что, общаясь, он должен соблюдать многие условности и обычаи, принятые его народом, и будет побуждать ребенка проявить в речи свое творчество, свою индивидуальность.

          Цель курса – научить осознавать роль языка в процессе создания и восприятия речевых образований.

Задачи курса:

·        Научить осознавать то, что обеспечивает полноценное общение

·        Научить задумываться над ролью отдельных языковых средств, которые помогают передать и уловить тончайшие оттенки смысла.

·        Обобщить  изученный материал (правила орфоэпии, орфографии, пунктуации).

    

         Формы обучения: урок-беседа, урок-семинар, урок-лекция, интегрированный урок, дидактическая игра, урок-консультация, урок-конференция, урок-диалог, урок с применением игровых методов, урок-зачёт, урок-конкурс, урок развития речи, урок-исследование, повторительно-обобщающий урок.

         Методы и приёмы обучения:

а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала;

б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником;

в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы;

г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия;

д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль.

 

 

 

 


содержание УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

(34 часа)

 

Речевой этикет

Общие правила и законы речевого общения, формы вежливости, роль жестов и мимики. Этот материал формирует представление об исторической изменчивости речевого этикета, о стилистическом разнообразии средств общения, об их уместности в разных сферах общения и в разных возрастных и социальных группах. Школьники узнают о разнообразных формах речевого этикета, закрепившихся в языках разных народов мира.

 

Устная речь

Роль литературного произношения в передаче смысла, историческое становление норм произношения, вариативность, зависимость значений слов и форм ударения. В данном разделе показывается, что искажения в произношении и ударении, так же, как и употребление диалектных форм, могут привести к искажению смысла и непониманию. Анализ орфоэпических норм сопровождается выявлением связанных с ними орфографических трудностей, тем самым смысл, произношение и написание предстают во взаимной зависимости. Учащиеся смогут выяснить, как с помощью интонации придать высказыванию различные смысловые оттенки смысла, познакомятся с ролью пауз, логического ударения, мелодики в смысловой, грамматической и эмоциональной организации речи.

 

Письменная речь

Реализуется идея комплексного подхода к смыслу, написанию и произношению. Здесь рассматриваются черты, присущие именно письменной речи, большое внимание уделено систематизации и обобщению орфографических и пунктуационных знаний и соответствующих им навыков. Дается представление о разделах орфографии и пунктуации, раскрываются принципы написания и систематизируются знаки препинания по выполняемой им функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

 

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:

· функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

· системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

· понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

· компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

· основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

уметь:

·        передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном, - в устной и письменной формах;

·        владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объёме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;

·        производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор;

·        проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

·        разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

·        проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

·        оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

·        составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нём положения;

·        участвовать в диспуте, дискуссии;

·        иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками;

·        использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

·        извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

·        владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

·        создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

·        применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

·        применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

·        соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

· для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

· углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;

· совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

· увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;

· развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

· удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;

· самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

 

Методы контроля – это систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков учащихся, результатов обучения на уроке.

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

1.      Учитывается умение учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя.

2.      Учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, своё отношение к действительности в устной и письменной форме.

3.      Учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием,  сочинения разнообразных жанров, рефераты.

 

 

 

 


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

к рабочей программе элективного курса  по русскому языку «Культура речи и правописание»  для 10 класса

Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час.

 

 

п/п

Наименование разделов (или тем)

Общее количество  часов на изучение раздела (тем)

1.

Речевой этикет

                  4

 

2.

Устная речь

                  6

3.

Письменная речь

                  22

 

Резерв учителя

                   2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

к рабочей программе элективного курса по русскому языку для 10 класса

Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1час.

 

п/п

Дата

проведения

Тема урока, лабораторной ( №, тема), практической ( №, тема),

контрольной работы ( №, тема) и т.д.

Количество

часов

Домашнее задание

план

факт

1.

 

 

Нужны ли правила речевого поведения?

1

 

2.

 

 

Умеем ли пользоваться формулами вежливости?

1

               

3.

 

 

Как обратиться к собеседнику?

1

               

4.

 

 

О чем расскажут мимика и жесты?

1

 

5.

 

 

Нужны ли орфоэпические правила?

1

 

6.

 

 

Знаем ли мы правила литературного произношения?

1

                   

7.

 

 

В чем особенности словесного ударения в русском языке?

1

                   

8.

 

 

Помогает ли интонация выражать смысл речи?

1

                   

9.

 

 

Логическое ударение. Пауза. Мелодика речи.

1

 

10.

 

 

Интонация, пунктуация и орфография.

1

 

11.

 

 

Для чего нужны орфографические правила? Принципы русской орфографии.

1

 

12.

 

 

Написание Ь после шипящих на конце слова. Союзы и производные предлоги как опознавательный признак пунктограммы. О – Ё после шипящих.

1

 

13.

 

 

Деепричастный оборот. Написание не с любыми словами. НЕ с определенными частями речи. Написание И - Ы после Ц.

1

 

14.

 

 

Причастный оборот. Н – НН в полных прилагательных и причастиях. Отрицательные местоимения и наречия.

1

 

15.

 

 

Различение не и ни в предложении. Обособленные определения и приложения. Корни с чередованием.

1

                    

16.

 

 

Правописание приставок.

1

                 

17.

 

 

Вводные слова, словосочетания, предложения. Орфограммы на стыке приставки и корня.

1

 

18.

 

 

Выделение вводных предложений скобками и тире.

1

 

19.

 

 

Конструкции с союзом И. Междометия. Слова-предложения ДА, НЕТ. Обращение.

1

 

20.

 

 

Правописание суффиксов.

1

 

21.

 

 

Прямая речь. Гласные н – нн в суффиксах причастий. Обобщающие слова при однородных членах предложения.

            1

 

22.

 

 

Тире в простом и сложном предложении. Правописание окончаний.

            1

 

23.

 

 

Написание через дефис приставок по-, в-(во-) в приставочно-суффиксальных сочетаниях по- - -ому(-ему), ии; в-(во- - -ых, -их. Слитное и дефисное написание корня пол-.

            1

 

24.

 

 

Двоеточие в сложном предложении. Правописание сложных слов.

            1

 

25.

 

 

Дефисное написание –то, -либо, -нибудь, кое- в неопределенных местоимениях и наречиях.

            1

 

26.

 

 

Отличие созвучных форм слов. Раздельное написание наречных сочетаний, образованных от существительных.

            1

 

27.

 

 

Конструкции с союзом как (точно, будто, словно).

             1

 

28.

 

 

Правописание производных предлогов.

             1

 

29.

 

 

Причастие и отглагольное прилагательное.

             1

 

30.

 

 

Глаголы с приставкой недо-. Глаголы с отрицанием не и приставкой до-.

             1

 

31.

 

 

Наречие на –о, -е. Точка с запятой.

             1

 

32.

 

 

Итоговое занятие.

             1

 

 

 

 

Резерв

2

 

 

 

 


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

Печатные пособия

 

 

  1. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. - Санкт-Петербург: Тригон, 1997.

 

 

 

Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова.- М.,1990.

 

 

 

 

 

  1. Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе.- М.,1990.

 

 

 

 

 

  1. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка.- М.,1981.

 

 

 

  1. Громцева С.Н. Поиск новых путей. Из опыта работы.- М.,1990.

 

 

 

 

 

  1. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка.- М.,1990.

 

 

 

 

  1. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии.- М., 1975.

 

 

 

 

 

 

  1. Львова С.И. Язык в речевом общении - М., 1992.

 

 

 

 

 

 

  1. Никерова А.И. Предупреждение пунктуационных ошибок учащихся.- М., 1985.

 

 

 

 

 

 

  1. Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам  по русскому языку.- Москва: Вербум - М, 2003.

10.  Точка, точка, запятая… Саморепетитор по русской пунктуации. Под ред. А. М. Ломова.- Воронеж, 1993.

  1. Ушаков Н.Н. Внеклассная работа по русскому языку.- М.,1985.

 

 

 

  1. Фролова Т.Я. Скоро экзамен по русскому языку? Без паники… // РЯШ.

 - 2004. - №1, 3, 5.

 

  1. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. «Орфографический словарь», М., 1990.
  2. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снегова Г.П. «Школьный толковый словарь русского языка», М., 1998.

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Элективный курс " Культура речи и правописание" (10 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Политолог

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 097 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 13.10.2020 149
    • DOCX 117 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кусарбаева Лилия Ишбулдиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кусарбаева Лилия Ишбулдиевна
    Кусарбаева Лилия Ишбулдиевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 78657
    • Всего материалов: 226

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 138 человек из 46 регионов

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 316 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 367 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 76 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 230 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Мини-курс

Политическое проектирование и международные отношения"

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Уникальный образ как педагога: основные принципы позиционирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 21 человек

Мини-курс

Фитнес: особенности занятий и специфика питания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 117 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 39 человек