Программа элективного
курса по русскому языку в 10 классе
« Культура речи и правописание»
2013 – 2014 г.
Пояснительная записка
Программа
курса (34 часа) рассчитана на учащихся 10 класса и направлена на подготовку к
выпускным экзаменам.
Данный
курс помогает осознать учащимся, что общение – это серьезный вид речевой
деятельности. Что в речевой деятельности (когда говорим или пишем) мы всегда
выбираем из ряда возможных то оптимальное языковое средство, которое и
позволяет точно и ясно передать мысль. Что понимание речи – это тоже активная
работа, требующая мобилизации многочисленных знаний и сведений, и лишь
благодаря этому некий набор звуков превращается в осмысленное высказывание.
Кроме
этого, элективный курс поможет ребенку понять, что, общаясь, он должен
соблюдать многие условности и обычаи, принятые его народом, и будет побуждать
ребенка проявить в речи свое творчество, свою индивидуальность.
Цель курса
– научить осознавать роль языка в процессе создания и восприятия речевых
образований.
Задачи курса:
·
Научить осознавать то, что обеспечивает
полноценное общение
·
Научить задумываться над ролью отдельных
языковых средств, которые помогают передать и уловить тончайшие оттенки смысла.
·
Обобщить изученный материал (правила
орфоэпии, орфографии, пунктуации).
Формы
обучения: урок-беседа, урок-семинар,
урок-лекция, интегрированный урок, дидактическая игра, урок-консультация,
урок-конференция, урок-диалог, урок с применением игровых методов, урок-зачёт,
урок-конкурс, урок развития речи, урок-исследование, повторительно-обобщающий
урок.
Методы
и приёмы обучения:
а) методы
устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности
учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и
демонстрации при устном изложении изучаемого материала;
б) методы
закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником;
в) методы
самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала:
работа с учебником, лабораторные работы;
г) методы
учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков:
упражнения, лабораторные занятия;
д) методы проверки и оценки
знаний, умений и навыков учащихся: повседневное
наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный,
уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка
домашних работ, программированный контроль.
содержание
УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
(34 часа)
Речевой этикет
Общие
правила и законы речевого общения, формы вежливости, роль жестов и мимики. Этот
материал формирует представление об исторической изменчивости речевого этикета,
о стилистическом разнообразии средств общения, об их уместности в разных сферах
общения и в разных возрастных и социальных группах. Школьники узнают о
разнообразных формах речевого этикета, закрепившихся в языках разных народов
мира.
Устная речь
Роль
литературного произношения в передаче смысла, историческое становление норм
произношения, вариативность, зависимость значений слов и форм ударения. В
данном разделе показывается, что искажения в произношении и ударении, так же,
как и употребление диалектных форм, могут привести к искажению смысла и
непониманию. Анализ орфоэпических норм сопровождается выявлением связанных с
ними орфографических трудностей, тем самым смысл, произношение и написание
предстают во взаимной зависимости. Учащиеся смогут выяснить, как с помощью
интонации придать высказыванию различные смысловые оттенки смысла, познакомятся
с ролью пауз, логического ударения, мелодики в смысловой, грамматической и
эмоциональной организации речи.
Письменная речь
Реализуется
идея комплексного подхода к смыслу, написанию и произношению. Здесь
рассматриваются черты, присущие именно письменной речи, большое внимание
уделено систематизации и обобщению орфографических и пунктуационных знаний и
соответствующих им навыков. Дается представление о разделах орфографии и
пунктуации, раскрываются принципы написания и систематизируются знаки
препинания по выполняемой им функции.
Требования
к УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения русского
языка ученик должен
знать/понимать:
· функции
языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в
развитии русского языка, формах существования русского национального языка,
литературном языке и его признаках;
· системное
устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
· понятие
языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского
литературного языка;
·
компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
· основные
аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам
различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и
деловой сферах общения;
уметь:
·
передавать содержание прочитанного близко к тексту,
сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением
элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных
суждений о прочитанном, - в устной и письменной формах;
·
владеть орфографической, пунктуационной, речевой
грамотностью в объёме, достаточном для свободного пользования русским языком в
учебных и иных целях в устной и письменной формах;
·
производить фонетический, лексический,
словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор;
·
проводить различные виды анализа языковых единиц;
языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
·
разграничивать варианты норм, преднамеренные и
непреднамеренные нарушения языковой нормы;
·
проводить лингвистический анализ учебно-научных,
деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
·
оценивать устные и письменные высказывания с точки
зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных
коммуникативных задач;
·
составлять реферат по нескольким источникам,
выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в
нём положения;
·
участвовать в диспуте, дискуссии;
·
иметь представление о социальной сущности языка,
его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке
изменениях, о его взаимосвязи с другими языками;
·
использовать разные виды чтения
(ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от
коммуникативной задачи;
·
извлекать необходимую информацию из различных
источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой
информации, в том числе представленных в электронном виде на различных
информационных носителях;
·
владеть основными приемами информационной
переработки устного и письменного текста;
·
создавать устные и письменные монологические и
диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной,
учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах
общения; редактировать собственный текст;
·
применять в практике речевого общения основные
орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского
литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические
ресурсы русского языка;
·
применять в практике письма орфографические и
пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
·
соблюдать нормы речевого поведения в различных
сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать приобретенные
знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности
народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
·
углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области
филологических наук и получения высшего филологического образования;
·
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому
взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
· увеличения
продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга
используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к
самооценке через наблюдение за собственной речью;
· развития
интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной
деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных
областях человеческой деятельности;
·
удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
·
самообразования и активного участия в производственной, культурной и
общественной жизни государства.
Методы контроля
– это систематическая проверка усвоения знаний, умений
и навыков учащихся, результатов обучения на уроке.
Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:
1.
Учитывается умение учащегося производить разбор
звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания,
системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя.
2.
Учитывается способность учащегося выразить себя,
свои знания, своё отношение к действительности в устной и письменной форме.
3.
Учитываются речевые умения учащегося, практическое
владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов,
конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского
языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и
пунктуации.
Формами контроля,
выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды
разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с
творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.