+Добавить материал и получить бесплатное
свидетельство о публикации
Уроки русского языкаБиблиотекаЧитательская дискуссия по рассказу Л.Улицкой "Народ избранный"

Читательская дискуссия по рассказу Л.Улицкой "Народ избранный"

Чевис Марина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей села Хлевное» Хлевенского муниципального района Липецкой области

СЛАЙД 1

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ДИСКУССИЯ

«РОЛЬ ХРИСТИАНСКИХ МОТИВОВ

В РАССКАЗЕ ЛЮДМИЛЫ УЛИЦКОЙ «НАРОД ИЗБРАННЫЙ».

Цели:

Образовательные:

  • Выявить христианские мотивы в рассказе Л.Улицкой «Народ избранный», определить их роль;

  • создать условия для формирования у учащихся интереса к чтению произведений Л.Улицкой;

  • объяснить, что такое христианские мотивы, и проанализировать эпизоды, связанные с ними;

  • обучать анализу эпизода и всего текста, интерпретации текста;

  • помочь выявлению чувства после прочтения текста.

Развивающие:

  • формировать умение мыслить, делать самостоятельные выводы;

  • способствовать расширению словарного запаса учащихся.

Воспитывающие:

  • воспитывать у учащихся любовь к человеку, доброту, благородство;

  • развивать чувство милосердия и сострадания.

Оборудование:

Рассказ Л.Улицкой «Народ избранный», интерактивная доска, презентация к уроку, видеоролик о нищих, концептуальное колесо.

Ход дискуссии:

1. Вступительное слово учителя:
- Русскую словесность всегда интересовали проблемы человечности, совести, сострадания. В сегодняшней жизни есть темы, которых мы умышленно избегаем.
Одним из ярких писателей, говорящих об отчаянии и боли при виде разложения нравов общества XXI века,  является Людмила Улицкая. Вы познакомились с ее рассказом «Народ избранный».

- О чем или о ком идет в нем речь? (об отношении к убогим людям, физически неполноценным)

- Надеюсь, что после самостоятельного прочтения у вас возникли вопросы, на которые мы сегодня постараемся вместе ответить в ходе дискуссии.

- Прежде чем начать дискутировать, я хочу напомнить вам правила дискуссии.

СЛАЙД 2

Дискуссия — свободное обсуждение какой-либо проблемы, спорного вопроса.

Правила ведения организованной дискуссии

1. Будьте открытыми и готовыми к обсуждению проблемы, это поможет вам прислушиваться к мнению других. 
2. Выражайте свое мнение свободно, но кратко, дайте возможность высказаться другим. 
3. Внимательно слушайте других. Стремитесь вникнуть в то, что они говорят. 
4. Уважайте чужое мнение, будьте терпимы и внимательны к тому, что говорят другие. Не говорите: «Вы не правы», а только: «Я с вами не согласен». 
5. Взвешивайте утверждения, предлагаемые участниками дискуссии. Умейте ценить опыт других. 
6. Старайтесь рассмотреть проблему основательно, вникая в ее суть. Не спорьте об очевидном — вы потеряете время. 
7. При возникновении разногласий не прерывайте дискуссию. Изучите разногласия, ищите точки соприкосновения, стремитесь к компромиссу. Никогда не переходите на личности. 
8. Не стремитесь любым путем одержать победу в споре. Помните: истина не принадлежит вам, как не принадлежит никому.

- Перед беседой давайте познакомимся поближе с писательницей, создавшей такое актуальное произведение.

СЛАЙД 3

2. УЧЕНИК (инд. задание):
-Людмила Евгеньевна Улицкая - прозаик, сценарист кино и телевидения, чьи книги переведены на 17 языков, обладательница престижной Букеровской премии 2001г. Родилась она  в Башкирии, окончила биологический факультет МГУ. Первые ее рассказы появились в журналах в конце 80-х годов прошлого века. Получили широкую популярность такие ее произведения, как «Казус Кукоцкого», «Медея и ее дети», «Дочь Бухары», «Веселые похороны».

3. УЧИТЕЛЬ:
- Нашу беседу по этому произведению я хочу предварить вопросом:

- Чего больше всего боится человек, независимо от возраста, пола и национальности?

СЛАЙД 4

ОТВЕТЫ: Болезней, нищеты, смерти, тюрьмы, одиночества, отверженности.

- В рассказе воплощены почти все названные вами страхи, обуревающие людей во все времена.

- Посмотрим ролик о современных нищих.

СЛАЙД 5

- Скажите, что общего у увиденного ролика с рассказом «Народ избранный»?

На какие проблемы он нас нацеливает в сегодняшнем разговоре?

(ОТВЕТЫ: проблема нищих, отношения к ним других людей, смысла жизни, судьбы, счастья…)

4. УЧИТЕЛЬ:

- Итак, давайте вспомним содержание всего рассказа.

1) Скажите, какое чувство вызвал у вас этот рассказ?

2) Главная героиня – Зинаида. Что вы о ней узнали? (месяц, как умерла мать, сама – инвалид II группы, деньги кончились).

3) Кто такая Марья Игнатьевна? Почему она перестала помогать Зинаиде? (после смерти матери Зинаида не отдала ей мамину кофту зелёного цвета с цветами на плечах).

4) Почему Зинаида пошла к храму? Чем закончился её первый поход за милостыней? (никто не подавал, оделась во всё лучшее).

5) На второй день Зинаида, вспомнив наставления матери, вновь пришла к церкви. Что произошло в этот раз? (нападки нищих, знакомство с Катей).

6) Итак, Зинаида познакомилась с Катей. А что Катю заставило просить милостыню? (отбывала наказание, после освобождение мать отказала в прописке, ходит на костылях).

7) При заступничестве Кати Зинаида стала приходить к храму и собирать милостыню, но только тогда, когда пенсия заканчивалась и не на что было купить хлеба. Какое прозвище дали Зинаиде попрошайки, как их называла Катя? (Слониха, из-за толстых больных ног).

8) На что обратила внимание Катя, когда первый раз пришла домой к Зинаиде? (на грязный пол, Зинаида из-за больных ног не могла согнуться, а Катя мыла ползком на животе).

9) Как ответила Зинаида на вопрос Кати: «Чего тебе не хватает, Зина»?(«Сегодня у меня всего есть, Катя») О чём говорит этот ответ? (слова Кати: «Редкий человек говорит: всё у меня есть. Обыкновенно всем всего мало. Всего хотят, бесятся, страдают, ненавидят аж до смерти, и всё от зависти, что у другого есть, а у меня нет»).

10) Однажды, оказавшись в церкви, Катя злилась на Бога. Что заставило её изменить мнение о Боге? Кого она увидела в церкви? (на раскладушке принесли женщину с детским телом – калеку «Уж так мне её жалко с тало, не передать…».

11) Как Катя объясняет Зинаиде, «зачем же это Господь таких, как мы, немощных, уродов и калек, на свет выпускает»? «Вот тут меня и осенило… Для сравнения, для примера или для утешения, уж и не знаю, как тебе сказать».

!!!!!! К этому эпизоду мы еще попозже вернемся.

12) Кого же Катя называет избранным народом? (нищих – тех, кто действительно не может прожить без подаяния. Избран для того, чтобы обеспеченные, благополучные люди были благодарны Богу, что не стоят с протянутой рукой)

- Попробуйте ответить на вопрос:

13)Какие христианские мотивы вы увидели в рассказе? (Все нищие собираются около храма на паперти, упоминаются церковные праздники: канун Сергия Радонежского и Иоанна Богослова, Покров, описывается часть службы в храме, рассказывается о двух монахинях, вообще большая часть рассказа проходит возле храма, упоминается икона Казанской Божьей Матери).

СЛАЙД 6

5. УЧИТЕЛЬ:

- Разобраться в теме сегодняшней дискуссии нам поможет концептуальное колесо (на доске). Серединку пока будет пустой, а оставшуюся часть делим на 5 частей:

1.Праздники

2. Образ Божьей Матери

3. Молитва

4. Милостыня

5. Монахини

СЛАЙД 7

- Переходим к первой части, мы назвали ее «ПРАЗДНИКИ». В рассказе основные события происходят в дни церковных праздников. Вспомните, о каких святых упоминает Улицкая?

(О Сергии Радонежском, Иоанне Богослове)

- Что вы можете сказать о них? Случайно ли писательница их упоминает?

УЧЕНИК:

- Сергий Радонежский считается величайшим подвижником Земли Русской. По словам одного из современников, Сергий «тихими и кроткими словами мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца».

УЧЕНИК:

- Иоанн Богослов является одним из апостолов Иисуса Христа. Ему принадлежит Евангелие, его называют Апостолом любви, он говорил «Возлюбленные! Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга! Любовь же состоит в том, чтобы поступать по заповедям Его».

УЧЕНИК:

-Еще есть упоминание праздника Покрова Пресвятой Богородицы, (покрывало над Россией). Считается, что Пречистая Божья Матерь (ЭЛЕМЕНТ КОЛЕСА) простирает свой молитвенный покров над всеми православными христианами и умоляет Сына своего Иисуса Христа о даровании нам вечного спасения.

УЧИТЕЛЬ:

-Особое место в рассказе занимает мотив милостыни. Заполняем третий элемент колеса «МИЛОСТЫНЯ». Милостыню подают и не подают в течение рассказа несколько раз. Напомните мне, кто и когда это делает? Милостыня считается делом, угодным Богу. Подают нищему, а приемлет сам Господь. Можно сделать вывод, что осталось в нас еще сострадание, любовь к ближнему, желание помочь.

СЛАЙД 8

-Хорошо, переходим к анализу следующего эпизода «МОЛИТВА».

- Предлагаю обратиться к тексту.

- Зачитываем со слов: «….она отвернулась от нее и неожиданно тонко стала выводить с такими замираниями и падениями и подъемами, что казалось, Она одна ведет всю эту толпу по горной перепадистой дороге.»

- О ком и о чем речь? (Речь о Кате Рыжей, эпизод, когда она молится)

-Что такое МОЛИТВА? ДУШЕВНАЯ ЧИСТОТА, ДЕТСКОСТЬ.

- Как вы думаете, почему обращается человек к молитве? (Чтобы получить поддержку и надеяться). «Никто не лжет, когда молится», - сказал Марк Твен. Что ценит автор в человеке, который молится? ИСКРЕННОСТЬ.

СЛАЙД 9

-Переходим к следующему эпизоду. Историю, рассказанную Катей о том, как она пришла в мир нищих, сопровождает рассказ о двух МОНАХИНЯХ.

- Предлагаю посмотреть инсценировку данного эпизода («Вот послушай, что со мной один раз случилось……….)

- Эта сцена – главная в рассказе. Простая женщина, убогая, нищая, обделенная привычными ценностями, приходит к высшей нравственной мудрости – она определяет предназначение человека на Земле. Это высокое предназначение: нет на Земле лишних людей – «Господь поставил, там и стой!».

- Концептуальное колесо заполнено.

- Какова же роль христианских мотивов в рассказе?

- Почему рассказ называется «Народ избранный»?

- Кого называет Улицкая избранными и почему? (Роль христианских мотивов велика, они словно ткань, из которой соткан рассказ. Они помогают понять идею рассказа. Улицкая называет нищих избранным народом, потому что «настоящий нищий, Божий человек, Господу служит» Они живут не для себя, а для других, как напоминание всем нам, что не о материальном мы должны заботится, а о душе. Спасти народ наш призваны они от духовной гибели).

Вспомним еще раз все элементы колеса и решим, что мы напишем в его середине?

(ИДЕЯ).

ИТОГ УРОКА:
- Этот рассказ не только о «народе избранном», но и обо всех нас. Ведь мы не рождаемся для страданий и боли. Все достойны того, чтобы быть счастливыми, здоровыми, любимыми, успешными и благополучными. Только в жизни все складывается по-разному. Даже самому счастливому человеку дано познать; одиночество, болезни, страдания и смерть. Часто для того, чтобы жить, требуется огромное мужество.

СЛАЙД 10

Высшая мудрость, по мнению Улицкой, и состоит в том, чтобы научиться верить в лучшее, уметь смиряться с неизбежными обстоятельствами, не завидовать чужому счастью, а быть счастливым самому, несмотря ни на какие невзгоды.

-А наше сегодняшнее мероприятие пусть откроет наши сердца для тех, кто нуждается в сострадании и понимании.

СЛАЙД 11

- В 1886 году князь Константин Романов написал молитву «Научи меня, Боже, любить…». Тема сегодняшнего разговора и этой молитвы перекликаются. Предлагаю послушать ее.

СЛАЙД 12

-Думаю, что сегодняшняя дискуссия смогла задеть самые глубокие уголки вашей души. Именно поэтому я предлагаю в следующий раз обсудить не менее интересное произведение: роман-автобиография Антона Борисова «Кандидат на выбраковку»

СЛАЙД 13

Рефлексия или подведение итогов в форме предложений:

Я впервые задумался над тем, как...

Мне захотелось...

Рассказ Улицкой о ...

Каждый, кто прочитает рассказ Л.Улицкой, тот…

Автор
Дата добавления
28.05.2019
Раздел
Подраздел
Просмотров
Просмотров 20
Номер материала
867
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.